Что делать, если испортились отношения с мужем после рождения ребёнка?

ОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫХОДЕ ИЗ ДЕПРЕССИИ

Чтобы все прошло успешно, необходимо не делать следующего:

  1. Пытаться лечить депрессию, поедая килограммы шоколадных конфет и других сладостей, выкуривая кучу сигарет и злоупотребляя наркотическими веществами и алкоголем.
  2. Притворяться, что все нормально, хотя на самом деле плохо.
  3. Назначать самому себе препараты- антидепрессанты.
  4. Жалеть себя, поддаваться дурному настроению.
  5. Оттягивать визит к психотерапевту, осознавая, что невозможно решить проблему своими силами.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 12 лет

Рождение ребёнка создаёт стрессовую ситуацию для обоих родителей

Как меняется жизнь после рождения ребенка? Как ни странно, нагрузка (и эмоциональная, и физическая) ложится на плечи обоих родителей. Отношения в семье после рождения ребенка всегда меняются, поскольку появление нового члена семьи влияет на перераспределение всех ресурсов: свободного времени, общения, финансов. Личная жизнь после рождения малыша тоже претерпевает изменения, особенно если ребёнок первый. Получается, эти изменения касаются и мамы, и папы. Хотя порой каждому из них кажется, что только ему тяжело. Кризис в семье после рождения малыша наступает тогда, когда между родителями нет взаимопонимания и желания понять друг друга.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(87)
  • Бесплодие(3)
  • Болезни сосудов(1)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(1)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(4)
  • Инфекционные болезни(1)
  • Кардиология(3)
  • Кожные болезни(7)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(2)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(10)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(3)
  • Педиатрия(79)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(1)
  • Половые инфекции(4)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(1)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(2)
  • Эндокринология(1)

Пять кризисов одной семьи

Напомню вам о том, какие «стандартные» кризисы проживают семьи. Психологи разных стран по-разному их формулируют. Мы пойдем по варианту, который распространен на постсоветском пространстве, он отличается от Европы и Америки.

Первый кризис — первый год жизни молодой семьи. Романтика уходит, страсти улеглись, начинается быт, и постепенно появляется «оскомина». Этот кризис большинство пар не преодолевает. Отсюда такое количество разводов после первого года жизни.

Второй кризис — кризис трех лет. К этому времени в семье обычно появляется ребенок. Рождение малыша, полное изменение уклада жизни людей, которые и думать не думали, что это все вот так будет происходить — способствует непониманию, стычкам между супругами. Да и если рождение малыша «отложено», кризиса этого не избежать.

Ученые подсчитали, что пуд соли (16 килограммов) супружеская пара съедает примерно за три года. Прошли этот кризис, можно спокойно идти дальше.

Я не буду выделять отдельной строкой кризис, связанный с рождением второго ребенка. Но это тоже сильно меняет уклад жизни семьи.

Третий кризис — кризис 7–8 лет. Он связан с тем, что супруги все друг про друга знают. Жизнь становится предсказуемой и обыденной. В этот момент обнажаются все проблемы, связанные с разностью интересов, взглядов на жизнь и так далее.

Примерно в это время в большинстве семей дети идут в школу. Это тоже серьезный вызов для семьи. Внешние оценки того, что делали родители относительно воспитания своих детей, — это как подведение итогов определенного этапа жизни двоих людей.

Четвертый кризис — кризис 13–14 лет. У супругов начинается кризис среднего возраста, у детей — подростковый период. Стареют родители мужа и жены, нуждаются в поддержке.

Пятый кризис — кризис 20–25 лет. Это и есть тот самый «синдром опустевшего гнезда». Два десятилетия супруги были связаны заботой о детях. А теперь дети вылетели из гнезда и двое родителей остаются один на один друг с другом. О чем говорить? Чем вместе можно заниматься? Кто вообще этот человек?

Часто оказывается, что люди прожили рядом 20 лет, не зная друг друга в принципе. Распространен вариант, при котором мужья уезжают «жить на дачу», а жены посвящают всю себя заботе о внуках. Это так называемые «мертвые семьи». Люди потом даже отмечают 50-летний юбилей семьи, но снова разъезжаются в разные стороны, чтобы не иметь друг с другом ничего общего. Я знаю истории, в которых люди продолжают жить друг с другом, но не общаются, а их максимум — поздороваться друг с другом утром.

Женщины «голосуют» за семью, но рожать не спешат

Иногда опрошенные говорили о возможном отказе от карьерного роста в пользу семьи и материнства (см. также Почему женщины редко становятся начальниками). «Когда у женщины стоит выбор: идти на руководящий пост или строить семью, большинство, я уверена, выбирают семью, потому что это личное счастье», — подчеркивает респондент.

На госслужбе в принципе «комфортно» уходить в декрет, отмечали другие респонденты. Соблюдаются все гарантии: «Тебя не могут уволить… ты можешь сидеть спокойно три года в декрете, потом выйти, тебя обязаны принять…». 

Тем не менее, женщины рожать не спешат. Помимо карьерных планов и графика работы, это аргументируется:

  • необходимостью сначала прийти к благосостоянию и обеспечить детям «подушку безопасности» — «чтобы у них все было»;
  • желанием осознанно прийти к деторождению («чтобы я понимала, что… хочу детей, что я готова к этому психологически…»);
  • неопределенностью отношений с мужчинами;
  • контекстом — обстановкой в стране и пр.

Вот показательное высказывание о репродуктивных планах. «Я думаю, что в течение пяти лет … — говорит респондентка. — Очень сложный вопрос… много факторов. Зависит от бизнеса мужа, от того, какие у меня на работе будут перспективы, от того, какая в стране политическая ситуация».

Всё дело в гормонах. Разве у папы они скачут?

Кроме психологических причин, на развитие депрессии влияют гормональные перестройки. У женщин после родов резко падает уровень эстрогена, прогестерона и гормонов щитовидной железы, что может вызывать апатию и подавленность. Казалось бы, что у мужчин таких биологических изменений быть не может — но у них тоже может снижаться уровень тестостерона, эстрогена, кортизола, окситоцина и пролактина.

Биолог Кэтрин Уинн-Эдвардс , что падение уровня тестостерона у мужчин в первые месяцы после рождения ребенка дает менее агрессивное поведение, повышает концентрацию и вызывает более сильную связь с новорожденным. С другой стороны, низкий уровень тестостерона повышает риск депрессии.

Влияние эмоционального состояния мамы на ребенка

Если говорить о последствиях и влиянии маминого эмоционального состояния на ребенка, безусловно, оно значительное. Нередко на консультациях удается понять, что причины беспокойства ребенка, нарушения сна или пищеварения, сложности или изменения с процессом грудного вскармливания, а также появление психосоматических расстройств у совсем маленького ребенка (дерматиты), являются не столько причиной маминого эмоционального состояния, сколько следствием. Т.е. мама тревожится, устала и раздражена не потому, что у ребенка сложности со сном. Наоборот — сложности со сном у ребенка ПОТОМУ, что мама тревожна, раздражена и напряжена. Малыши очень зависимы от мамы и возможностей сообщить окружающим о своих потребностях у них не много. Они не могут сказать: «Мне страшно», «Мне это не нравится». Часто тело является их единственным способом отреагировать на происходящее вокруг. Перинатальная психология считает важным психологическое состояние пары (не только мамы) на течение беременности. Что уж тут говорить о значимости и связи психологического состояния мамы и малыша. Фраза «Лучшее, что можно сделать для того, чтобы ребенок был счастлив — быть счастливыми родителями» начинает работать с момента зачатия. Тревожность, напряжение, раздражительность мамы, конечно, не может пройти бесследно для малыша.

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Что делать матери?

Депрессия – это серьезное заболевание. Это не краткосрочная хандра и не каприз. И, как любое заболевание, она требует обращения к врачу.

Только специалист способен оценить степень тяжести депрессии и назначить наиболее эффективное лечение для конкретной женщины.

При легкой степени депрессии может быть достаточно психотерапии – на этих сеансах будут прорабатываться проблемы женщины, ей помогут выстроить внутреннюю опору, чтобы она меньше зависела от внешней оценки родственников. Также, ей помогут научиться более правильно реагировать на семейные конфликты и отстаивать свои границы.

При депрессии средней тяжести может понадобиться совмещать психотерапию и медикаментозное лечение.

При тяжелой степени депрессии необходимо принимать медикаменты. Также, может быть назначено лечение в стационаре.

Правильное лечение может назначить только врач-психиатр.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеолекции

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Все видеолекции —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

И скворечник опустел

Летом в скворечнике на каштане за окном нашего дома поселилась семья маленьких серых птичек. Сначала это были он и она. Спустя время появились детки. Папаша так рьяно защищал свое семейство, что не давал нам спокойно пройти по двору. Он кричал, летал низко над землей и делал все, чтобы мы даже не приближались к дереву. Мать семейства в это время приносила деткам червячков-букашек и терпеливо кормила орущих птенцов.

Спустя время мы уже наблюдали за тем, как родители учат птенцов летать. А потом скворечник опустел. Это стало очень заметно по тому, как изменились звуки в нашем дворе. Я было испугалась, что кошка все-таки добралась до птичьего семейства. Но муж рассказал мне, что видел, как наши гости улетали.

Много лет назад мы с мужем свили свое гнездо. Высидели в нем трех птенцов. Научили их летать и добывать пропитание. Смогли отпустить старшего. Средняя на низком старте. Младший пока еще наращивает силу крыльев. Совсем скоро разлетятся все и мы с мужем останемся в нашем гнезде вдвоем.

«В семье сходят с ума не вместе, а по очереди»

Я понимаю, надо чаще смотреть на птиц, чтобы не забывать, как устроена жизнь, и не пытаться организовать счастливую жизнь рядом с собой тем, кому пора лететь в дальние страны.

Сегодня я хочу, чтобы мы поговорили о семейном кризисе, который называется «синдром опустевшего гнезда». Именно этот кризис сейчас переживает моя семья.

Старший сын в начале февраля сделал предложение своей избраннице. Стало понятно, что он становится отдельным человеком, который начинает строить свою семью. А в чужую семью «ходить» не имеет права никто. Знаю это и привыкаю к новым обстоятельствам нашей жизни. Это непросто.

Конечно, мне было бы в разы сложнее, если бы рядом со мной не было мужа, с которым я могу разговаривать, делиться своими переживаниями, с которым рядом я чувствую себя нужной и любимой. Как мы пришли к таким отношениям спустя 22 года? Что помогает нам пережить сегодняшний кризис?

Как бы это странно ни звучало, но помогают все предыдущие кризисы, через которые мы прошли.

Что такое кризис сепарации?

Маленький человек не просто растет физически, он постоянно развивается психологически и интеллектуально.

Где-то в районе полугода (но чаще на пару месяцев позже) малыш панически начинает бояться оставаться без мамы. Не в одиночестве, а именно без мамы. У ребенка начался кризис сепарации. Что это?

На этом этапе вашему ребенку приходит первое понимание того, что он и мама — два отдельных создания.

Он уже умеет сидеть, ползать, брать предметы, привлекать внимание, выражать какие-то просьбы. Он это делает сам, а не мама за него

Читайте интересную статью Развитие ребенка по месяцам до года>>>

А мама может оставить его в кроватке и делать другие дела. Без него, не занимаясь малышом, который раньше чувствовал себя неотделимой частью мамы (начиная еще с внутриутробного периода).

У него нет возможности видеть, где находится мама. У него нет понятия времени и представления, когда мама вернется.

Отсюда первый самый страшный страх: а вернется ли? Покормит ли? Приласкает? Возьмет на ручки?

Важно! Все эти маленькие моменты — основа стабильности и защищенности ребеночка. И обеспечивает их именно мама

А значит, он теперь чувствует себя беззащитным перед огромным неизведанным миром, в котором сам еще так многого не умеет.

Сложность заключается еще и в том, что период сепарации может совпасть с кризисом сна, когда маленький человечек начинает понимать, что сон — это состояние, когда он не видит и не знает, что происходит вокруг.

Время темноты и неведения, без мамы… А как я вернусь из сна? А если не вернусь? Кто меня возвращает из него, и как это происходит? Примерно такие муки переживает малыш в это время.

Кризис сепарации возможен уже с 6 месяцев. Главная задача мамы на этом этапе — свести к минимуму ситуации расставания и показывать ребенку свою надежность, любовь и стабильность.

Подробнее об этом и других моментах развития ребенка до года смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: развитие и воспитание ребёнка до года>>>

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно

В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.

Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка… Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.

За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.

Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.

В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим

Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху

Запомнить:

не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Основные симптомы кризиса сепарации (разделения)

Выразить свои эмоции, переживания, адекватно для окружающих детям сложно и в возрасте 3-4 лет. Что говорить о детках до года.  Поэтому они подают нам имеющиеся в их арсенале сигналы, говорящие о «сбое в системе»:

  • не хотят укладываться спать;
  • отказываются кушать, переодеваться, купаться, играть в любимые игры;
  • просыпаются по ночам (читайте полезную статью Ребенок в 10 месяцев плохо спит ночью).

Но первый кризис сепарации, наступающий в среднем в 8 месяцев, помимо этого, имеет и свои конкретные признаки, говорящие именно о страхе лишиться мамы:

Ребенок не дает вам отойти и на шаг, виснет на ваших руках, одежде.
Отрывается от вас с громким плачем.
Демонстративно боится и отвергает внимание окружающих. Причем это касается даже знакомых и близких людей: бабушек и дедушек

Иногда в игнорирование идет даже папа.
Постоянно требует внимания, причем именно маминого.

Что делать, если папа не хочет к психологу?

Отрицать факт, что многие мужчины и женщины после появления ребенка впадают в депрессию, значит не замечать реальности, в которой дети, помимо радости, приносят много хлопот, напряжения и разочарований. Это еще один способ поддержать культ детства, доставшийся нам от советского прошлого, и попытка доказать, что все «нормальные» люди хотят детей, потому что это счастье, и с их появлением жизнь сразу становится лучше. Но всё это лишь замедляет и усложняет процесс выздоровления.

Андрей не хотел обращаться к специалистам, потому что не понимал, что с ним не так. О депрессии он знал мало, да и сил разбираться у него не было. Тревогу забила его девушка. Она поставила ультиматум: либо Андрей идет с ней к психологу, либо она от него уходит. «Я точно не вынес бы, если бы она сделала, что обещала. Она была единственной, кто терпел меня всё это время, кто кормил меня и заботился обо мне. Получается, она стала мамой сразу двоих детей. Я просто преклоняюсь перед ней — никогда не видел женщины сильнее».

Паре понадобилось несколько месяцев, чтобы найти подходящего врача и антидепрессанты без сильных побочных эффектов. Затем Андрей два года посещал психотерапевта и пошел в школу отцов. Любовь к сыну у него появилась, только когда тому исполнилось пять лет: «Я хорошо помню момент, когда сын перестал меня раздражать. Он очень громкий и быстрый, меня это сильно бесило, я закрывался в спальне, пока он играл или смотрел мультики. Ему всё время нужно комментировать то, что он делает, называть всё, что он видит».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: