Внутренний ребенок — как с ним работать? взрослый с душой ребенка

Откуда берется синдром вечного студента

Вечный студент не думает о том, куда он применит знания, он их копит впрок. Но мы должны понимать, что непрекращающееся желание учиться часто неподконтрольно студенту и в основе этого стремления лежат очень глубокие психологические процессы.

 

1. Страх выйти из зоны комфорта.

Многие из нас после окончания института испытывали страх перед будущим: «Куда идти работать? А вдруг никуда не возьмут? А образование я вообще какое нужно получил?» Для кого-то страх становился движущей силой и помогал доказать всему миру, что «я молодец». 

Кто-то подходил к нему рационально и спокойно искал работу, осознавая, что все проходят через этот этап. А некоторых он буквально сковывал, заставляя оставаться дома и учиться снова и снова, чтобы не чувствовать свою никчемность. Ведь куда проще погрузиться в безопасную институтскую среду, чем обивать пороги компаний в поиске работы.

2. Комплекс неполноценности и глубокая неуверенность в себе.

«Я недостаточно умен / знаю». Такие мысли толкают человека снова открывать двери альма-матер и наполнять себя знаниями. В этот момент вечный студент совершенно не думает о том, что не мешало бы включить в свою жизнь и практику. Нет, его волнует исключительно то, что он может быть не так умен, как нужно. О том, что, возможно, его знаний достаточно, он тоже не размышляет. Собственно неуверенность в своих силах часто и не дает выйти из зоны комфорта.

3. Комплекс отличника или нехватки знаний.

«Я могу лучше! А вдруг знаний не хватит?!» И если комплекс неполноценности толкает учиться, чтобы доказать себе, что «я молодец», то комплекс отличника — это стремление объять необъятное и быть умнее всех. «Я уже умен, а буду еще умнее».

4. Непонимание своего призвания и отсутствие цели в жизни.

Немногие из нас, поступая в институт, четко понимали, чего они хотят. Более того, не всегда это понимание приходило и после его окончания. Но многие после института сразу окунаются в жизнь, плывут по течению и разбираются на ходу. Кто-то решает еще «поразбираться» и оказывается в лодке очередного студенчества. Бывает, что узнать свое призвание возможно, только начав заниматься реальной работой. Кстати, подробнее об этом можно почитать в нашей статье «Как найти призвание: 5 шагов к делу жизни».

5. Любовь к учебе.

Есть люди, которые любят учиться. Им нравится эта атмосфера студенчества, они получают удовольствие от нее. Но никакая учеба не должна мешать делать реальные шаги в жизни: строить карьеру, зарабатывать деньги, жить взрослой жизнью. Эта любовь не должна превратиться в болезнь и стать способом сбежать от жизни.

Как появляются границы

Окружающий мир постоянно проверяет нас на прочность: на работе всегда есть коллега, готовый свалить на других свои обязанности, в компаниях — назойливо откровенный приятель, и даже некоторые друзья склонны садиться на шею. Но труднее всего выстроить здоровые личные границы в собственной семье.

Чтобы ребенок стал полноценным взрослым, требуются не только его усилия и время, но и активное содействие родителей. Только вот они далеко не всегда играют конструктивную роль в этом процессе, а порой и энергично препятствуют здоровому взрослению.

Токсичные родители называются токсичными не потому, что они нам не нравятся. Большинство из них — контролирующих, беспомощных, пьющих и применяющих насилие — объединяет бессознательное стремление любой ценой удержать ребенка при себе в состоянии созависимости и подчинения.

Признаки того, что родители нарушали (и продолжают нарушать) ваши границы

Чек-лист от Евгении Богдановой, психолога, руководителя проекта «Токсичные родители»

Вам трудно осознать себя как отдельную личность со своими интересами

Если в отношениях с родителями ребенку постоянно приходится приспосабливаться к их потребностям, в конце концов он теряет себя и перестает понимать, чего хочет сам.

Вы постоянно стараетесь быть «хорошим» или «хорошей»

Родители приучили вас к тому, что единственный способ завоевать расположение значимых людей — это уступать им и угождать.

Вы склонны к созависимым отношениям

Девушки из абьюзивных семей часто выбирают себе в мужья жестоких и требовательных мужчин вроде отца, а мужчины — гиперопекающих и контролирующих женщин, похожих на мать.

Как возникает это состояние?

Не следует рассматривать внутреннего ребенка как подобие какого-либо душевного расстройства или патологии. Эго-состояния – неотъемлемая часть психики человека, компоненты его внутреннего мира.

Что это означает? Только то, что внутренний ребенок никогда не появлялся в сознании, он был внутри человека всегда, так же, как и иные субличности. Это состояние является не чем иным, как воспоминаниями детства, теми переживаниями, сквозь которые прошел когда-то человек, и тем опытом, который он получил.

Но не только из детских «розовых снов» состоит данная субличность. Во внутреннем ребенке содержатся и все подавленные желания, неосуществленные планы, разочарования и обиды, пережитые человеком.

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Примеры детской травмы могут включать:

  • Эмоционально недоступный родитель, который скрывает привязанность.
  • Наказания посредством: пинков, тряски, ожогов, тряски за волосы, щипание, царапание или промывать рта с мылом, шлепков.
  • Растления, показывание порнографии или любой другой сексуальной деятельности.
  • Ребёнок, участвовавший в разводе.
  • Неуместные или обременительные обязанности (например, забота о своих родителях).
  • Не кормили или не обеспечивали безопасное место для жизни.
  • Оставление в течение длительного времени без присмотра.
  • Эмоциональное пренебрежение, не вырабатывание, поощрение и поддержки.
  • Обзывание и словесное оскорбление.
  • Унижение личности ребёнка.
  • Порча личных вещей ребёнка.
  • Завышенные требования.
  • Унижения.
  • Смерть значимых людей.
  • Автомобильные аварии, или других стихийные травмирующие события.

Есть еще много примеров детских травм, эти примеры приведены, чтобы вы смогли предоставить, с чем имеет дело работа с внутренним ребенком

Важно также помнить, что наши родители были не единственными ответственными за провоцирование детской травмы – наши бабушки и дедушки, братья, сестры, иные члены семьи, друзья семьи и друзья детства, возможно, также сыграли свою роль

Что такое работа с внутренним ребёнком?

Работа с внутренним ребенком – это процесс общения, понимания, принятия и исцеления вашего внутреннего ребенка. Ваш внутренний ребенок представляет вашу первую подлинную личность, которая вошла в этот мир; она содержит вашу способность переживать удивление, радость, невиновность, чувствительность и игривость.

К сожалению, мы живем в обществе, которое заставляет нас подавлять внутреннего ребенка и «рост». Но правда заключается в том, что в то время как большинство взрослых физически «выросли», они никогда не достигают эмоциональной и психологической зрелости. Другими словами, самые «взрослые» не очень то и взрослые. Большинство людей остаются в состоянии ребяческого страха, гнева и травм, которые гноятся в подсознании в течение многих десятилетий.

Когда мы отвергаем и заглушаем голос внутреннего ребенка, мы накапливаем тяжелый психологический багаж. Этот неисследованный и неразрешенный багаж заставляет нас сталкиваться с такими проблемами, как психические заболевания, физические недомогания и расстройства в отношениях.

Фактически, можно сказать, что отсутствие сознательного отношения к нашему собственному внутреннему ребенку является одной из главных причин серьезных проблем, которые мы видим в современном обществе. От жестокого отношения к окружающей среде до жестокого обращения с собой, мы полностью отделились от своей подлинной невинности.

4 способа работы со своим внутренним ребенком

Учиться работать со своим внутренним ребенком не означает стать дитём, речь идет о восстановлении связи с искренней, детской частью.

Иными словами, есть большая разница между быть инфантильным и быть ребёнком.

Быть инфантильным вести себя как незрелый или наивный. По-детски это состояние чистоты и невинности. У всех нас есть потенциал, чтобы ощущать подлинную простоту; тот период в нашей жизни, когда мы видели мир с открытостью и удивлением.

Для того чтобы исключить чувство вины, стыда, страха, ненависти, отвращения и гнева, которые мы носим с собой, мы должны исцелить ребенка внутри. Для этого мы должны заслужить доверие нашего внутреннего ребенка через любовь и самолелеянье .

Как подавить ребенка внутри себя?

Как избавиться от внутреннего ребенка? Очень просто, нужно всего лишь дать ему то, что он хочет. Что именно? Это вопрос полностью индивидуальный. Нужно прислушаться к себе и понять, чего же не хватало в детстве, что до сих пор влияет на поведение, мотивы поступков и сами действия, на ход мыслей?

Если человек ощущал нехватку любви, нужно ее найти. Необязательно искать это чувство в отношениях, вполне можно устроиться волонтером или же завести домашних животных. Если ему не давали играть в футбол, нужно записаться в любительскую команду.

Однако нужно понимать, что в буквальном смысле от одного из собственных эго-состояний избавиться невозможно. Речь идет лишь о коррекции активности внутреннего ребенка, о прекращении его доминирования и установке баланса между всеми эго-состояниями.

Когда родителям «бить тревогу»

Очевидный ответ — никогда. Тревожный, паникующий и «напрягающийся» родитель только усугубляет проблемы и вредит подростку

Важно не бить тревогу, а быть внимательными. Есть ряд ситуаций, когда взрослым стоит собраться и, например, обратиться к специалистам:

Если связь с подростком полностью теряется.

Ребенок не идет на контакт, и наступает полное отчуждение. При этом родитель не понимает, что происходит и как себя вести.

Если есть угроза жизни и здоровью.

Например, подросток травмирует себя или проявляются очевидные нарушения: пищевые (булимия, анорексия) или психофизические (нервный срыв, нарушения сна). 

Если имеет место высокая степень агрессии.

Критерий здорового протекания подросткового кризиса — это ровные, более-менее доверительные отношения, без психологического давления со стороны родителей и сопротивления со стороны подростка.

Родителям важно помнить, что любой конфликт или столкновение — это на самом деле возможность стать с ребенком ближе, лучше его понять. Устранить все сложности подросткового возраста не получится, но можно помочь ребенку максимально безболезненно его прожить. . Материалы по теме:

Материалы по теме:

  • 6 способов потерять доверие подростка
  • Переходный возраст: почему подростки становятся «трудными»
  • Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков

Немотивированные награды

Часто мы дарим или покупаем нашим детям что-то не из желания сделать приятное, а в виде откупа. Например, если в семье несколько малышей, и один действительно заслужил поощрение, второго мы тоже не хотим обделять — как так, ведь он расстроится. Или еще вариант: ребенок делает с нами что-то не очень приятное (идет к стоматологу, вовремя выполняет домашнее задание и т.д.), а за это мы «расплачиваемся» с ним чем-то материальным.

Эта система поощрения неправильна, ведь наш малыш, опять же, вырастает неподготовленным к реальности. мы не воспитываем в нем понимания, что каждую вещь на свете нужно заработать своим трудом или попросту заслужить — мы учим безосновательно требовать что-либо для себя, мотивируя это тем, что кто-то рядом получил подарок. Мы учим торговаться вместо того, чтобы развивать внутреннюю мотивацию и силу воли.

Привычка учиться: плюсы подхода

Умение учиться — важный навык современного человека, которым вечный студент обладает на 100%. Благодаря своей страсти к получению новых знаний и дипломов (именно официальное подтверждение отличает вечного студента от того, кто просто любит развиваться, узнавая новое) у человека развиваются следующие важные качества:

1. Отсутствие страха перед рутиной.

Уж чем не испугать студента, так это большим пластом информации, которую необходимо переработать и вызубрить. Не испугать вечного студента ночной зубрежкой и многочасовыми лекциями.

Его усидчивости можно только позавидовать. И применить это умение можно в любой сфере жизни.

2. Высокая мотивация.

Студента не нужно заставлять учиться — он делает это по собственной воле

Он нашел для себя смысл в этом и упрямо занимается тем, что ему важно. А теперь представим, каких высот такой человек может достичь в работе.

3. Любопытство ребенка.

Интерес ко всему новому движет вечными студентами. Они хотят знать, если не знают. Этот пытливый ум открывает перед ними целые миры и дает возможность мыслить нестандартно.

Признаки инфантилизма

От зрелого человека инфантил отличается детским восприятием мира. Фахретдинова отмечает, что инфантильному человеку свойственен эгоцентризм: «Для любого ребенка, он — центральная причина всех событий. И это нормально. Однако продолжать думать, что мир вращается вокруг тебя к 30 годам — менее здоровая позиция. Чаще всего реальность будет ее жестоко опровергать». Таким образом, признаки инфантильности можно объединить в следующий список:

  1. Эгоцентризм.
  2. Несамостоятельность — территориальная и экономическая зависимость от родителей, неумение себя обеспечивать.
  3. Неумение прогнозировать последствия своих действий. Для инфантила характерна импульсивность, а не продумывание своих поступков.
  4. Нежелание брать на себя ответственность. Инфантильный человек всегда бежит от ответственности, так как не умеет с ней справляться. Он всегда уверен, что другие лучше справятся с заданием, чем он.
  5. Внешний локус контроля. У инфантильного человека всегда виноваты либо обстоятельства, либо кто-то другой. Часто можно услышать: «Я не виноват, меня спровоцировали, меня заставили» и так далее.
  6. Неумение справляться с обязательствами. Инфантильный человек боится «скучной» деятельности: ему не хочется внимательно читать юридические документы, он склонен опаздывать и пропускать сроки.
  7. Чрезмерная обидчивость и частое пребывание в состоянии несправедливости. Эмоционально-незрелый человек часто считает, что «все против него».
  8. Неспособность контролировать свои желания. А точнее, нежелание выдерживать паузу между появлением желания и его реализацией. Это проявление инфантильности активно эксплуатируется производителями и рекламодателями. Незрелого человека легко уговорить на импульсивные покупки, так как он не задумывается о последствиях.
  9. Неумение управлять эмоциями. Если исходить из концепции «трех Эго» Эрика Берна, инфантильным человеком управляет Ребенок. А у зрелого человека рядом с ним постоянно находится внутренний Взрослый, который помогает ему понять свои эмоции и подсказывает, что с ними делать в данный момент. Зрелый человек обладает развитым «эмоциональным интеллектом», чего нельзя сказать об инфантильном человеке.
  10. Ощущение беспомощности, страха перед миром. Родители инфантила ограждали его от реального мира, рисуя его как страшное место, полное вызовов и угроз. Вырастая, человек не будет стремиться в этот большой и страшный мир, ведь куда лучше остаться там, где ему хорошо и безопасно.

Что является первопричиной активизации этого эго-состояния?

По какой же причине проявляется внутренний ребенок? Как с ним работать, если она неизвестна человеку? Ответ у психологов один: первопричину следует определить, а уже после этого пытаться «договориться» с собственной субличностью.

Действительно, далеко не все люди, попадающие в сложные жизненные обстоятельства или испытывающие душевную дисгармонию, «включают» детей. Многие остаются вполне адекватными и взрослыми, не проявляют никакой инфантильности.

Психологи утверждают, что внутренний ребенок начинает доминировать над другими эго-состояниями в том случае, если у него имеется какое-либо «незаконченное дело», сочетающееся с привычкой человека прятаться от проблем, убегать от них.

Под «незаконченным делом» понимается следующее:

  • человек был вынужден повзрослеть слишком рано;
  • в детстве пришлось соответствовать ожиданиям других людей;
  • довелось воплощать не свои желания и интересы, а мечты и представления родителей.

Без сомнения, важную роль играет и необходимость соблюдения в детстве определенных правил, регламентирующих поведение, манеру разговора и даже игры. Речь идет об утрированных правилах. Например, если ребенок не имел возможности побегать с мячом, а был вынужден часами просиживать за фортепиано, не испытывая ни малейшей внутренней склонности к занятиям музыкой и не обладая талантом, то это неизбежно приведет к тому, что, став взрослым, он попытается «закончить дело», воплотить собственные представления о детстве.

Что такое подростковый нигилизм?

Если нигилизм в широком понимании — это про отрицание любых смыслов, то подростковый нигилизм — это, скорее, про поиски своих собственных. Сам термин относится к довольно продолжительному периоду взросления, который отличается протестностью и бунтарством. Возрастные границы его размыты — от 10 до 19 лет включительно, в редких случаях — старше. Поэтому, если ребенок в восемь лет начинает проявлять бунтарские качества, этого не стоит пугаться.

Подростковый нигилизм проявляется по-разному, в зависимости от психофизических характеристик, социальных условий жизни. В числе общих признаков для всех: 

Нестабильное эмоциональное состояние.

Радостное возбуждение резко сменяется слезами или добрый и заботливый ребенок внезапно проявляет неуважительное отношение к близким.

Эксперименты с внешностью.

Интерес к пирсингу, татуировкам, вызывающему макияжу, непривычный гардероб.

Кардинальная смена увлечений.

Например, тихоня и примерный школьник начинает проявлять интерес к тяжелой музыке или рэпу с обилием ненормативной лексики.

Смена круга общения и друзей.

Подтягивается вслед за предыдущим признаком. Обычно именно в этом возрасте появляются так называемые «плохие» компании. При этом совместное времяпрепровождение ребят кажется окружающим взрослым бессмысленным и бесцельным.

Как избавиться от синдрома вечного студента и начать жить

Первый шаг — осознание

Важно увидеть в себе человека, чересчур увлекшегося учебой. «Образование не может быть собственно целью», — сказал философ Ханс Георг Гадамер

А это значит, что нужно найти приложение этим знаниям. Необязательно ставить крест на учебе, но нужно отдавать себе отчет в том, где эти знания затем возможно применять. И делать это.

 

Часто вечные студенты не обращают внимания на другие сферы своей жизни. И обучение становится отдушиной

Мы можем посмотреть на свою жизнь и распределить внимание в равных долях. Найти интересное хобби, заняться спортом, устроить личную жизнь.

В зависимости от причин, лежащих в основе стремления учиться, нужно искать средства. Если нас на постоянную учебу толкают страхи и неуверенность в себе, значит, нужно обратиться к специалисту и решать эти проблемы. Если нам кажется, что непрерывное обучение поможет понять свое призвание, то можно попробовать пройти тесты профессиональной ориентации и раскопать то, к чему есть склонность.

Какие еще есть причины нежелания повзрослеть?

Наши родители оберегают нас от всех невзгод, но иногда этот процесс затягивается на долгие годы. Именно постоянная опека наших родных расслабляет чувство ответственности, создает иллюзию комфорта, отсутствия проблем.

Исправить такое положение вещей можно несколькими способами:

  • Поговорить со своими домашними за круглым столом. Кто, как ни вы сами сможете доходчиво объяснить им, что пришло время стать самостоятельным, решать личные вопросы своими силами. Ваш решительный настрой обязательно найдет отклики ваших родных.
  • Жить отдельно от семьи. Как только вы переедете в другую квартиру, дом или общежитие, вас сразу же встретят множество ситуаций, разрешение которых ляжет только на ваши плечи.
  • Не бояться принимать решения. Случается так, что жизненные обстоятельства диктуют нам направления, по которым мы якобы должны идти. Но так думают те люди, которые привыкли во всем полагаться на судьбу; те, кто не хочет отвечать за любые последствия, переводя весь груз ответственности на кого-нибудь, кроме себя. Только приняв решение без посторонней помощи можно почувствовать те нити своего сознания, способные управлять любой жизненной ситуацией.

Принимая решения самостоятельно, вы учитесь анализировать ситуации, сравнивать возможные решения и последствия. Все это называется одним словом – опыт. Именно получение опыта дает нам те эмоции, состояния, которые мы хотим испытать.

Страх разочарования мешает идти вперед, сомнения тоже не лучшие наши друзья в достижении своих целей. Но они не помеха для тех, кто уверен в том, что за каждым падением начинается новый подъем, подъем к своим желаниям, мечтам, целям.

Тот, кто ни разу не падал, не узнает, как приятно снова подняться и идти к своим целям несмотря ни на что. Только таким смелым, уверенным в себе покоряются любые вершины.

https://youtube.com/watch?v=HUgQXgQetXc

5 необходимых правил для быстрого взросления личности

Для взросления личности необходимо соблюсти 5 правил:

Ответственность

Пожалуй, самый важный пункт, чтобы повзрослеть – это воспитание способности брать на себя ответственность. Тот человек, который готов отвечать за свои поступки, решения, действия сознательно может называть себя взрослым.

Работа над мыслями

С этого пункта все начинается. Пришел тот день, когда вы принимаете твердое решение изменить свое настоящее и будущее. Решение повзрослеть вы принимаете сознательно и решительно навсегда. На этом этапе помогут техники работы над собой, такие как:

  1. система Турбо-Суслик – психотехника позволяет избавиться от инфантильности, но на самом деле, она имеет более широкий спектр решения проблем, таких как: избавление от негативных черт личности, угнетающих эмоций, ограничивающих убеждений, от эмоциональных травм, комплексов и многого другого. Скачайте эту систему бесплатно. Это серьезная техника и реально преобразует внутренний мир в кратчайшие сроки. Система на столько мощна и самодостаточна, что можно даже не использовать ниже приведенные техники (из этого нумерованного списка).
  2. книги по самосовершенствованию, силе мысли, о скрытых возможностях и ресурсах человека;
  3. зарядка для ума, медитации (концентрация на одной мысли в течение 5 минут каждый день);
  4. позитивные установки на успех (умение контролировать свои мысленные потоки, не допускать отрицательных эмоций, настроений);
  5. аффирмации (блоки оптимистических утверждений, усиливающие настрой разума на жизненные ситуации (успех, здоровье, гармония в отношениях, изобилие).

Физические тренировки

Физические упражнения так же необходимы для человека, как и умственные. В крепком здоровом теле всегда будет бить поток внутренней энергии, силы, ресурсов. После хорошей зарядки, посещения спортивного зала человек начинает чувствовать духовный подъем, голову начинают посещать новые идеи, общее состояние при этом находится в приподнятом тонусе. Занимаясь физически вы не оставите болезням шансов. Ежедневные физические нагрузки дисциплинируют, помогают правильно организовать распорядок дня.

Интеллектуальное программирование

Сильное намерение изменить ситуацию к лучшему, научиться брать ответственность на себя, занятие ведущей роли в важных жизненных ситуациях разбудит в вас те скрытые возможности, которые помогут достичь желаемого. Будет полезным посетить тренинги личностного роста, консультации психолога или же использовать систему Турбо-Суслик, которая дает более глубокие результаты, чем вышеописанные тренинги и консультации.

Перезагрузка отрицательных эмоций

Начинать перезагрузку эмоций нужно с фиксации своего эмоционального состояния на бумаге, например: по шкале от 1 до 10 (где «1» – это тревога, страх, стресс, а «10» – это радость, оптимизм, счастье), поставьте отметку своего состояния в данный момент времени. Это и будет точка отсчета для фиксации результата работы над собой. Здесь также помогут мозговые тренировки, ведь состояние радости, успешности, моральной устойчивости вам необходимо будет поддерживать ежедневно.

Как вести себя родителям

Главной ценностью для родителей подростка должно стать желание сохранить отношения с детьми. Ради этого многим можно пожертвовать, но проще всего — не стараться победить, подавив подростковый бунт, не обличать и не клеймить, а попробовать прийти к пониманию и от всей души помогать вчерашнему ребенку самоопределиться и найти свой путь в жизни.

1. Принять необходимости этого возрастного этапа. 

Не просто вынужденно согласиться потерпеть, а именно прочувствовать всю ценность и потенциал подросткового возраста для личности.

2. Сохранять уважительный тон в общении.

Родители не должны позволять себе грубости и оскорблений в адрес подростка и его друзей

Также важно не обесценивать их деятельность, даже если кажется, что можно придумать занятия и поважнее. . 3

Поддерживать подростка в его увлечениях. 

3. Поддерживать подростка в его увлечениях. 

Не обязательно самому становиться «тиктокером»

Ценно само желание понять, что важного находит подросток в своей деятельности, задавать вопросы, проявлять интерес, радоваться вместе с ним

4. Относиться с пониманием.

В подростковом возрасте на первом месте шкалы ценностей — отношения со сверстниками. Побуждать подростка больше учиться и помогать по дому даже вредно, ведь только навыки общения способствуют обретению себя. Родителям нужно только помочь подростку пройти период активной социализации с минимальными потерями через общение и отсутствие давления.

5. Давать пространство для самостоятельности. 

У подростков очень редко получается самостоятельно выбирать, чему учиться, как строить свой день — зачастую все предопределено родителями. Фраза «я прекрасно знаю своего ребенка» опасная, она говорит об излишней опеке и контроле даже над мыслями — это путь в никуда. Подросток находится в том возрасте, когда ему нужно научиться делать выбор, ведь от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Надо давать ему такую возможность как в мелочах, так и в принципиальных вопросах. Хотя советовать не запрещается.

6. Прощать и любить, несмотря ни на что.

Когда подростки раздражают своим поведением, спасает только любовь. Хотя некоторые слова и поступки могут глубоко ранить родителей, лучше разбираться со своими травмами через терапию, а не копить обиду и не вымещать ее на детях.

При правильном течении подростковый кризис становится важным витком развития личности: формируется своя система ценностей, самостоятельность, умение решать проблемы. При этом сохраняются близкие отношения с родителями и родными. Но, если подростковый кризис сопровождался жесткой критикой, обесцениванием и контролем со стороны взрослых, негативные последствия не заставят себя ждать:

  • Если подросток не сепарировался от родителей и не установил границы, во взрослой жизни сделать это будет намного тяжелее. Обстоятельства станут жестче, взрослые обязательства будут давить, а родители уже не смогут всегда находиться рядом и поддерживать. 
  • Не совершив собственных ошибок, не осознав их последствий, подросток вырастет несамостоятельным, будет жить по чужой указке и мечтать о том, что с него снимут обязательства и необходимость принимать решения.
  • Подростковый нигилизм и реакции могут сохраниться на всю жизнь, если ребенку запрещалось проявлять себя либо эти проявления высмеивались. Тогда психика усваивает сценарий отстаивания независимости через борьбу. Происходит психологическое «застревание» в подростковом возрасте.

Детская психологическая травматизация

Ранние детские травмы, даже если забываются, могут определенным образом влиять на нашу взрослую жизнь. У детской психологической травматизации есть свои закономерности: 

  • Детская травма всегда неожиданна. К ней нельзя быть готовым, травма оставляет у ребенка чувство беспомощности, беззащитности. Ребенок может эмоционально «затормозиться», впасть в ступор, не всегда может понять, как отнестись к травмирующей ситуации. Эмоции подключаются гораздо позже, приходят боль, страх, стыд и т. д. Ту травму, которую нельзя «переварить», психика может вытеснить, но, как мы уже писали выше, в один прекрасный день она может вернуться и причинить много неприятностей. 

  • Травматизация, как правило, происходит в той ситуации, которая неподконтрольна ребенку, он не может ею управлять и остается беззащитным перед теми изменениями, которые травма приносит в его жизнь. Отсюда может возникнуть непереносимость непредсказуемости, попытки полностью контролировать свою жизнь, постоянное просчитывание вероятных последствий, тревожное состояние. 

  • После травмирующего события мир ребенка меняется. Если до травмы он считал, что мир к нему добр, его все любят, то после травмы мир становится враждебным, падает самооценка (ребенок может считать себя глупым, некрасивым и т. д.).

  • Велика вероятность возникновения ретравматизации. Что это такое – повзрослев, человек бессознательно организует и воспроизводит травмирующие события, вызывающие определенные эмоции. Например, если девочку били в детстве, она может подсознательно выбирать себе партнера, который также будет поднимать на нее руку. 

  • Травма не позволяет ребенку быть счастливым, даже тогда, когда он взрослеет. То, что было с ними до травмы – счастье, успех, спокойствие, любовь родителей. Поле травмы мир меняется и все позитивное становится признаком надвигающейся беды. 

  • Травматичный случай может быть не разовым явлением, а постоянно повторяющимся. Например, постоянная критика ребенка, психологическое давление, постоянное чувство вины и т. д. Ребенок может вырасти с негативным посланием – «я никому не нужен», «я всем мешаю». Это калечит его психику и приводит к ретравматизации. Работать с такими установками сложно еще и потому, что ребенок не умеет и не помнит свою жизнь без этих негативных установок. 

  • Чем раньше произошла травма, тем сложнее от нее избавиться. Травмирующие происшествия плохо вспоминаются, рано встраиваются в психику ребенка, становятся основой для негативных установок. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: