Цели и задачи социализации личности
Социализация человека — это сложный процесс, в ходе которого осуществляется усвоение социальных норм и формируется собственное ядро личности, представляющее совокупность уникальных черт.
Так как общество является переменчивым институтом с изменяющимися условиями, человеку необходимо всегда им соответствовать для успешной самореализации.
Целью социализации является подготовка личности к успешному исполнению своей роли в общественной жизни.
Задачами социализации выступают:
- пробуждение социальной активности;
- воспитание чувства самоуважения;
- развитие творческого потенциала;
- обучение навыку формулировать собственное мнение и отстаивать его;
- формирование стремления к самовыражению;
- обучение поведенческому навыку;
- подготовка к разным видам трудовой деятельности.
В процессе формирования личности прививаются определенные качества с учетом внутренних правил и особенностей формирования развития.
Что такое социализация?
Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберём подробно, что такое социализация личности, с точки зрения приспособления индивида, к условиям жизни.
Личностная социализация – это в психологии чрезвычайно популярная тема. Социальные психологи изучают взаимосвязь личности и социума. Они наблюдают, как адаптируется человек в условиях установленных правил, ценностей и ориентаций в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняются сам и меняют саму структуру.
Термин «социализация» в близком к современному значению, в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) ввёл американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, под социализацией можно понимать процесс развития и подготовки «человеческого материала» к жизни в социуме. Активно проблемы социализации начали изучать в 30-е годы прошлого века. Ещё в середине двадцатого века социализацию считали лишь междисциплинарной областью науки. Сегодня социальная психология — это популярное направление в человекознании.
Термин «социализация» не всегда истолковывается однозначно. Например, Зигмунд Фрейд полагал, что человек движим своими желаниями и рефлексами. Последователи учения Фрейда склонны считать социализацию исключительно приспособлением врождённых поведенческих установок к условиям жизни в социуме.
Под социализацией понимается процесс, при котором человек по мере знакомства с общественными правилами и традициями интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определённый социальный опыт и входит в среду. С другой, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.
Процесс социализации зависит от множества факторов: окружающих людей (их возраст, интеллектуальный уровень и пр.), собственного опыта человека, особенностей «среды обитания», воспитания, культуры.
Процесс социализации проходит одновременно с формированием личности
Социализация индивида является важной составляющей его благополучия и нормальной жизни в социуме
Основы и этапы социализации личности
Процесс социализации – это формирование личности, которое проходит в несколько этапов:
- На первом этапе в стремлении соответствовать обществу человек усваивает ценности и нормы социальной среды.
- Далее происходит самоактуализация и персонализация – человек старается показать себя, каким-либо образом воздействовать на других членов общества.
- На третьем этапе происходит окончательная интеграция в социальную группу, и человек может показать все свои способности, занять определенное место в обществе, быть полезным и нужным, выполнять возложенные на него функции.
Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон связывал процесс социализации личности с периодами взросления:
С момента рождения и до полутора лет формируется базовое доверие к миру, динамика которого зависит от матери. Если мать уделяет ребенку мало времени, его психологическое развитие замедляется.
В раннем детстве (от 1,5 до 4 лет) формируется независимость и автономность. Ребенок учится ходить, приобретает базовые навыки при помощи родителей.
В возрасте от 4 до 6 лет ребенок становится предприимчивым, инициативным, он играет, занимается творчеством. Благодаря этому у него развивается память, логика, он учится взаимодействовать с людьми. Социализация через игру – важный этап, исключение которого приведет к пассивности и неуверенности в себе.
С 6 до 11 лет ребенок социализируется не только при участии родителей, но и школы. В этот период приобретаются нормы поведения, социальный опыт общения со сверстниками. На дальнейшее развитие личности очень влияет поддержка родителей. Если у ребенка нет особых успехов в учебе, не следует упрекать и ругать его. Ему нужно помогать, хвалить его даже за незначительные победы. Ведь не все могут быть отличниками. И если ребенок не преуспевает так, как хотелось бы родителям, он в этом не виноват
Упреки, скандалы и наказания не приведут к улучшениям, а лишь снизят интерес к учебе, будут способствовать развитию неуверенности и чувства неполноценности.
В период отрочества (11-20 лет) человек особенно обращает внимание на то, как он выглядит в глазах окружающих. Подростку необходимо найти себя, определить свое место в обществе и профессиональное предназначение.
В юности (21-25 лет) начинаются поиски спутника жизни, происходит активное взаимодействие в своей социальной группе.
Зрелый человек в возрасте от 25 до 60 лет вкладывается в свое дело, у него развивается чувство идентичности
Ему особенно необходимо взаимодействовать с людьми и, конечно же, с детьми, которым он может передать часть своего жизненного опыта.
Принято считать, что после 60 лет наступает старость. В этот период человек переосмысливает свою жизнь, размышляет о прожитых годах. Осознание того, что жизнь подходит к завершению, нередко приводит к частичному или полному отстранению от общества.
Так, с рождения до глубокой старости, под воздействием различных факторов формируется личность, происходит социализация и развитие индивида в обществе.
Проблемы пожилых людей в современном обществе
Проблем хватает у всех, но основные проблемы пожилых людей в современном обществе очевидны, это:
Медико-социальные проблемы связаны с ухудшением здоровья в пожилом возрасте. Согласитесь, это не обязательно, но чаще всего так и происходит. Никто не планирует болеть в пожилом возрасте, но наша стрессовая работа, бесконечная борьба за благосостояние, тревоги о близких и детях, их проблемы дают о себе знать. В нашем обществе, как правило, пенсионер не может обратиться за качественной медицинской помощью. С одной стороны, старость уже де-факто не считается поводом для медицинской помощи: «Годы! Что ж вы хотите…». С другой стороны, бесплатная медицина, за редким исключением, не отличается сильной диагностикой, результативным высокотехнологичным оборудованием, а платная нашим пенсионерам часто просто недоступна. Получается бег по кругу: заболевание, обострение, хроническая форма, упадок настроения, снижение тонуса, зацикленность на своей болезни, потеря интереса к жизни.
Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе мы видим в следующем: после выхода на пенсию многие люди словно попадают в вакуум: жизнь идет, но возле них пусто и глухо. Так происходит не из-за того, что, изменив социальный статус, они оказываются за бортом жизни, не востребованные обществом в своем богатом профессионализме и опыте. Так получилось, что, кроме работы, пожилые люди не видели ничего, у них изначально не было никаких параллельных увлечений в жизни. Не умея жить без труда, без занятости, которой они посвятили себя, пожилые люди сталкиваются с одиночеством, потому что они за годы службы и друзей растеряли, и не заметили, как выросли собственные дети. Отсюда появляются проблемы в семье, конфликт поколений. Пожилым людям приходится примерять совсем иной образ. Счастливы единицы, а большинство не может смириться с новым статусом «бездельника» и видит в выходе на пенсию конец жизни, крах надежд, несоответствие себя и идеалов молодости. Появляется депрессия, в тяжелых случаях склонность к суициду, чувство черноты и пустоты.
Проблема ухудшения качества жизни объясняется низким материально-финансовым обеспечением пожилых людей. Эта проблема, конечно, характерна не только для нашей страны. Уровень пенсий, которые в современной России, стоит это отметить, выплачиваются вовремя, недостаточен, чтобы обеспечить достойную старость. Все попытки успеть за инфляцией при помощи индексаций хотя и проводятся постоянно, но не покрывают рост цен. Пожилым людям приходится выбирать, куда после оплаты коммунальных платежей направить оставшиеся средства: на лекарственные нужды или питание.
Основные и дополнительные типы социализации личности
В психологии принято выделять основные и дополнительные типы социализации. То, что описал психолог Эрик Эриксон с момента рождения до зрелости, называют первичной социализацией. Это первый основной тип, который исключительно важен, так как создает фундамент для дальнейшего развития личности в обществе. Семья, друзья, школа – все это является важнейшими источниками формирования мировоззрения, получения знаний о поведении в социуме, необходимости общения и взаимодействия с другими людьми.
Второй основной тип заключается в перерождении человека в социальном плане. Данный процесс протекает в течение всей жизни. Периодически человек задумывается о смене своего положения, избавляется от старых моделей поведения и установок, приобретает новые.
Дополнительные типы социализации личности определяются под воздействием многих аспектов, в разных жизненных ситуациях. Например, когда человек входит в определенную группу, например, компанию друзей, говорят о групповой социализации. Гендерный тип наблюдается при усвоении навыков и манер поведения, характерных для мужского и женского пола. Организационный тип проявляется в профессиональной среде, например, при ознакомлении с корпоративными правилами и нормами поведения в коллективе.
Тема социализации личности очень широка, и в рамках одной статьи довольно сложно осветить все важные моменты. Более глубокое самостоятельное изучение этого вопроса поможет оценить свой уровень социализации, определить возможные проблемы и ошибки при взаимодействии с обществом и изменить что-то к лучшему. В этом плане полезными будут и обучающие продукты Викиум
Например, обратите внимание на курс «Эффективное общение. Онлайн-интенсив»
Он научит понимать мотивы поведения людей и строить общение так, чтобы в социуме чувствовать себя комфортно и уверенно.
Степень одиночества
Несмотря на зыбкость терминов социологи сходятся в одном — проблема старческого одиночества в последние годы буквально захлестнула Европу.
- Более половины мужчин европейского региона в возрасте 80 лет живут с женами, однако большинство женщин этого возраста (по крайней мере в 18 странах ЕС) живут одиноко. Вполне понятно, мужчины в семье, как правило, старше, а умирают на десять лет раньше женщин.
- В странах Северной Европы большинство людей старше 80 живут одиноко. В странах Южной Европы одиночек меньше.
- Только 18% жителей Евросоюза в возрасте 65+ участвуют в общественных мероприятиях
- От 3% до 45% (почти половина!) пожилых людей из стран ЕС (в зависимости от страны и традиций) встречаются с друзьями или родственником реже одного раза в месяц. Некоторые из них вообще не имеют ни тех, ни других.
- От 5 до 30% респондентов не имеют друзей, которые могли бы поддержать в трудную минуту.
Выделяют несколько факторов, провоцирующих одинокую жизнь
- Возраст. Чем старше человек, тем острее проблема.
- Удаленность от событий. Людям, живущим в сельских или дальних районах, активная жизнь в социуме бывает просто недоступна.
- Недостаток денег, или, проще говоря, бедность, по мнению исследователей, еще один фактор риска одиночества (стоило тратить деньги на исследование, чтобы прийти к очевидному выводу!).
- Стигматизация. Нередко люди с деменцией подвергаются остракизму, что, конечно, создает дополнительные трудности в общении.
- Другие члены семьи. Пожилые люди, которые ухаживают за немощными родственниками просто не имеют ни сил, ни времени на открытое общение.
Понятно, что попытки вовлечь эти группы в активную жизнь, проводя «общественные мероприятия», обречены на провал. Откликаются лишь те, кому интересно. Пассивные опять остаются в стороне. Это увеличивает и без того немалый разрыв между двумя группами. Нужна взвешенная программа, основанная на строгих научных выводах. Которых как раз и нет.
Есть наблюдения и ассоциации, базы данных и статистика. Нет строгой научной платформы, на которую можно было бы опереться в разработке стратегии вовлечения. Даже такой простой показатель, как сила ощущения одиночества пожилым человеком, варьируется в зависимости от страны, традиции, семейных ролей и сплоченности местных сообществ.
Проблемы вовлечения
Впрочем, спорить и сомневаться — прерогатива специалистов. В целом польза непрерывного образования не вызывает сомнений. Но подключить пожилых людей к этому процессу, оказывается, не так просто. Существует три вида препятствий:
- Поведенческий фактор
Пожилые люди, неуверенные в себе, неустойчивые к жизненным трудностям, с заниженной самооценкой, как правило, сомневаются, могут ли они вообще чему-то учиться. Многие отказываются, ссылаясь на отсутствие интереса или сил: «Ну куда в моем возрасте!..» Виной тому – горький опыт пренебрежения с стороны окружающих, с которым человек сталкивался с самого детства (начиная с родителей: «…Ну что за бестолочь!»).
- Ситуационный фактор
Маломобильные люди, инвалиды или старики, живущие в сельских районах, редко приходят учиться, что, собственно говоря, вполне понятно — расстояния немалые, а сил нет.
- Проблемы межведомственного сотрудничества
Коммуникация между разными профильными ведомствами необходима для любой социальной инициативы на всех уровнях государственной системы. В образовательных программах должны объединиться системы здравоохранения, социальной защиты и, понятное дело, образовательный сектор. Пока эти структуры не научатся работать вместе, четко понимая свою область ответственности, любая программа, в том числе и образовательная, будет буксовать.
Социальная депривация и отчуждение пожилых людей
Выход на пенсию сопровождается переменами в очень многих областях жизни человека, что в целом приводит к изменению социокультурного пространства и, чаще всего, к его деформации. Существует целый ряд внешних и внутренних факторов, отрицательно сказывающихся на экономическом и социальном самочувствии пожилого человека. Воздействуют эти факторы по-разному, в зависимости от характеристик экономического, социального статуса и его самооценки.46 Перечислим некоторые из них:
— нисходящая мобильность;
— материальное неблагополучие;
— одиночество, психологический дискомфорт;
— проблемы здоровья в старости;
— серьезные изменения социального статуса;
— смена положения в социальном пространстве.
Негативное изменение социальной и экономической составляющей в жизни человека, вышедшего на пенсию, рассматривается нами как нисходящая социальная мобильность, которая сопровождается изменением (снижением) социального статуса пожилого человека и деформацией его социального пространства.
Как отмечал П. Сорокин: «Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего лишь один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Определить положение
человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета»47. Социальное пространство многомерно и имеет несколько плоскостей, каждая из которых формируется определенным типом отношений, обладает собственной автономной логикой. П.Сорокин эту многомерность описывал как многообразие «ипостасей социальной стратификации». Он писал: «Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений»48.
Но автономность полей социального пространства не означает изоляции. Разные срезы социального пространства оказывают своими силовыми полями, порождаемыми ресурсами взаимодействия, воздействие на другие срезы, структуры. Так, экономическая структура влияет на конфигурацию политической, административной структур, а те в свою очередь — на экономическую. Под социальной мобильностью П. Сорокин понимает любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Типы социализации
Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.
Первичная или базовая социализация
Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.
Вторичная социализация
Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.
Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.
Позитивная социализация
Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.
Негативная социализация
Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.
Предвосхищающая или опережающая социализация
Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.
Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал .
Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.
Формальная социализация
Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.
Неформальная социализация
Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.
Гендерная социализация
Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана .
Культурная социализация
Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [].
Репрессивная социализация
Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.
Партисипативная социализация
Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.
Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.
Непрерывное обучение как фактор активного долголетия
Отличный способ вовлечь пожилых людей в активную жизнь — предоставить им возможность учиться. Данные опросов прочно ассоциируют обучение с улучшением качества жизни и психического здоровья. Правда, есть два штриха, которые ставят объективность статистики под сомнение.
1. В непрерывное обучение вовлекаются далеко не все пожилые люди. Более того, вовлеченность пенсионера в процесс учебы зависит от ряда показателей:
- социальное положение — чем оно выше, тем больше вероятность дальнейшего образования;
- пол — как ни странно, пожилые женщины легче соглашаются учиться «чему угодно, лишь бы учиться»;
- достаточный уровень образования — понятно, что образованный человек охотнее идет учиться.
2. До сих пор ни одно исследование не предоставило убедительных данных о роли непрерывного образования в улучшении качества жизни людей из групп повышенного риска (да еще в социальной изоляции).
3. Никто не объяснил механизм влияния учебы на самочувствие. Связь между обучением и психологическим здоровьем, безусловно, есть, однако непонятно, что здесь первично. Возможно, это тоже ошибка выборки: просто более психически здоровые люди охотнее участвуют в социальных программах.
Так что полностью доверять европейской статистике не стоит. Не исключено что непрерывное образование — это не причина, а следствия общего процесса социализации активных долгожителей.
Что такое социализация
Социализация — это усвоение M. Pescaru. The Importance Of The Socialization Process For The Integration Of The Child In The Society / Revista Universitara de Sociologie идеологии и правил поведения, установленных в конкретном сообществе людей. Благодаря этому процессу человек понимает, как он должен действовать в той или иной ситуации, чтобы оставаться членом группы и приносить ей пользу.
Первичная социализация начинается с младенческих лет, когда ребёнок взаимодействует со своими родителями. В дальнейшем этот процесс продолжается среди сверстников, учителей, тренеров и других людей, контактирующих с ребёнком и имеющих на него влияние.
Вторичная социализация наступает после подросткового возраста и происходит каждый раз, когда человек попадает в новую группу. Например, поступает в вуз, устраивается на работу, переезжает в другой город или страну.
Можно сказать, что социализация никогда не заканчивается — этот процесс протекает всю жизнь. Ниже мы разберём несколько её главных этапов и расскажем, почему они так важны.
Концепция успешного старения
В понимании процесса социализации в пожилом возрасте как периоде жизни с разными видами активности находит отражение принятие большинством современных исследователей концепции успешного старения , основные положения которой выстраиваются в противоположном направлении по сравнению с концепцией проблемного старения, которая была популярной в геронтопсихологии в предыдущие десятилетия.
Если пожилой человек продолжает посильную профессиональную деятельность или занимается общественной работой, осуществляет активное взаимодействие с членами семьи и другими людьми, то социализационные процессы будут продолжаться, и вклад такого человека в воспроизводство социального опыта будет значимым . В соответствии с концепцией успешного старения в пожилом возрасте сохраняется достаточный уровень физических и умственных возможностей, позволяющий заниматься социально значимой деятельностью и добровольным посильным трудом, что способствует субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью .
Пожилой возраст понимается как высшая точка духовного развития, как период в жизни человека, который характеризуется формированием уникального качества или душевного состояния, называемого мудростью. Мудрость в этой ситуации характеризуется реалистичной оценкой уже достигнутого и того, что еще можно достичь в межличностных отношениях, гармонии с другими людьми и с самим собой, в реализации своих интересов и увлечений, в творческой, созидательной деятельности. Это время, когда жизненная активность сохраняется, а готовность отдавать другим свой жизненный опыт не исчезает
Субъектный подход, активно разрабатываемый отечественными психологами, акцентирует внимание на значимой роли психологической составляющей в поддержании активности человека в поздний период его жизни. Именно формирование субъектности, внутренней позиции и активности человека является той основой, благодаря которой будет происходить в процессе социализации развитие личности в период поздней взрослости и старения
В работах исследователей, разделяющих такие взгляды, при изучении разных аспектов жизни пожилых людей используются такие понятия, как: «благополучное старение», «позитивное старение», «продуктивное, конструктивное старение», «позитивный образ старости», «молодые старики», «третий возраст», «активное долголетие» .
В публикациях, посвященных изучению условий и факторов социализации в пожилом возрасте, исследователями был проанализирован широкий перечень социально-психологических факторов, влияющих на благополучие пожилых людей: участие в обучающих программах (неформальное образование) ; социально значимая и творческая деятельность ; личностные характеристики (субъективная оценка собственного возраста, гибкая самоидентификация, интегрированность, смысложизненные ориентации, жизнестойкость, чувство контроля над своей жизнью) .
Пожилой возраст, или старость
Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному. В доиндустриальных обществах продолжительность жизни, как правило, невелика, и пожилой возраст начинается раньше. К примеру, один очевидец сообщал, что люди племени аравак из Гайаны (Южная Америка) редко живут больше 50 лет и у мужчин от 30 до 40 лет и женщин даже более молодого возраста “все тело, за исключением живота, начинает съеживаться, жировые отложения исчезают и кожа свисает уродливыми складками”. Литературные памятники также указывают на то, что в эпоху европейского Возрождения старыми считались мужчины в возрасте за 40 лет. В настоящее время во многих западных странах возникает новое деление на “молодых пожилых” и “старых пожилых”. “Молодые пожилые” – это люди, вышедшие на пенсию раньше принятого возраста, они бодры, полны энергии, получают удовольствие от освободившегося времени, имея возможность заниматься общественной деятельностью и самореализоваться в новой сфере.
Общества различаются по тому, насколько уважительно они относятся к старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. Молодые женщины искусственно “старили” свою внешность, поскольку почет и привилегии были связаны с возрастом. По контрасту с этими культурными нормами в западных странах и в современной России самым привилегированным возрастом считается молодость. Мы ограничили число социальных ролей, доступных для пожилых, и выказываем им мало почтения. Действительно, чем старше становятся люди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распространяются на них неблагожелательные стереотипы, укоренившиеся в российском обществе. Стариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми и болезненными.
Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера – решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” – социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.
В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к работе и выходу на пенсию. Кроме того, исследования показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехватки денег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным. Многие пожилые также сталкиваются с потерей еще одной роли – статуса замужнего или женатого человека. Социологические исследования показывают, что чем выше уровень образования и социально-экономический класс женщины, тем более дезорганизуются ее личность и жизнь после смерти мужа. Однако после того, как минует срок траура, у этих женщин появляется больше возможностей организовать свою жизнь по-новому. В целом негативные долгосрочные последствия вдовства вытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовства самого по себе.
Социализация людей пожилого возраста
Специфика социализации пожилых людей заключается в адекватной адаптации к социуму и усвоении новых правил поведения, обеспечивающих приспособление к своему возрасту. Отличие социализации такого человека в том, что его роль в обществе не имеет четкого определения. Люди старшего поколения выходят на пенсию, растят внуков, и все то, что имело особо значение в предыдущие годы жизни, с годами перестает быть актуальным. Теперь встает задача освоить новую роль в обществе и найти свое место.
Зарубежные исследователи пришли к выводу, что вовлеченность в общение для пожилого человека выступает одной из самых острых проблем. Отсутствие друзей и близких рядом нередко приводит к депрессии и развитию болезней, поэтому расширение круга общения является главным условием социализации людей в возрасте. Для пожилого населения необходимо создать такие условия, которые помогут сформировать новый круг общения, т.к. связь с прежними друзьями может быть потеряна по ряду причин.
Примечание
Нередко люди с выходом на пенсию начинают заниматься новой деятельностью: поэзией, рисованием, фотографией и т.д. Этот фактор говорит о том, что возможности для успешной реализации существуют в любом возрасте.
Пожилые люди в структуре общества и государства
Если началом старости считать 65 лет, то по данным ООН население можно обозначить четырьмя фазами. Итак, общество считается:
События последних лет, статистика заставляют ломать установленные рамки и требуют внести в таблицы еще одну фазу – глубокой демографической старости. Дело в том, что во многих странах доля пожилых людей в возрасте 60-ти лет и старше давно превысила установленные 10 процентов!
Какова же ситуация в России? Последние исследования подтверждают неблагоприятную демографическую тенденцию. С одной стороны, происходит сокращение численности российского населения, с другой – стремительное его старение. Если сравнить статистические данные 60-летней давности, то доля пожилых людей в социальной структуре российского общества сегодня увеличилась в три раза, тогда как число детей за этот же период уменьшилось вдвое
Если принять во внимание классификацию ООН, то Россия принадлежит к категории «старых» государств. И это верно, потому что каждый пятый житель нашей страны относится к пожилым людям, а в некоторых областях пожилое население составляет почти треть