Правильное дыхание

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному.        Весь комплекс состоит из 11упражнений:

1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Для школьников от 6 до 12 лет

В этом возрасте мы можем выполнять с ребёнком все упражнения, уже описанные ранее, а кроме того, добавляем более сложные упражнения, которые мы не смогли бы объяснить ребёнку, пока он слишком мал.

Нюхаем цветок. Этим упражнением лучше начать цикл дыхательной гимнастики, оно приучает в том числе к правильному носовому дыханию. Выполнять его можно сидя, стоя, лежа — в любом положении, но с одним условием спина должна быть прямой. Следует сделать глубокий вдох носом, как бы принюхиваясь, то есть втягивая воздух носом. Выдох также происходит через нос — медленно и спокойно. Всего следует сделать 3-4 таких вдоха и выдоха.

Попросите ребенка прислушаться к ощущениям внутри носовых проходов и попытаться описать их. Обычно речь идет о пощипывании или покалывании.

Дело в том, что слизистая оболочка носа пронизана множеством капилляров

Когда мы замедляем и интенсифицируем процесс прохождения воздуха через нос, а также акцентируем на нем свое внимание, мы можем почувствовать, как кислород поступает в кровь прямо через слизистые носа. Похожим образом это происходит внутри легких, пронизанных кровеносными сосудами

Считается, что кислород, усвоенный через нос, поступает прямо в мозг. Именно поэтому при заложенности носа, рините и других проблемах, затрудняющих приток воздуха непосредственно к слизистым носа, мозг человека страдает от кислородной недостаточности. Знание этих фактов и само ощущение дыхания носом может мотивировать ребенка содержать носовые проходы в чистоте, избегать факторов, провоцирующих простуды. Кроме того, слизистые носа — своеобразный центр иммунитета в организме. Это значит, что активное (и спокойное) осознанное дыхание через носовые проходы помогает предотвращать многие заболевания и справляться с их последствиями.

Спокойное дыхание. Упражнение также выполняется в любом удобном положении и в спокойной обстановке. Оно может оказаться немного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, поэтому освоение его должно быть постепенным. Труднее всего оно может даваться именно впечатлительным, легковозбудимым или тревожным детям, и именно им оно принесёт наибольшую пользу.

Следует сделать медленный вдох до расширения грудной клетки, затем — небольшую паузу (задержку дыхания) и плавный выдох. Всего следует сделать от пяти до десяти таких вдохов и выдохов. Сложность заключается лишь в том, что эти действия не должны вызывать никакого физического напряжения. Поэтому позвольте ребёнку самостоятельно определять время вдоха, задержки и выдоха по своим ощущениям.

Хомяк. В этом упражнении ребёнок, вдыхая, изо всех сил надувает щёки (как в описанном в предыдущем разделе упражнении «Пузырики»). Затем выполняется задержка вдоха, во время которой щёки остаются напряженными. Во время этой задержки можно выполнить несколько шагов (хомяк тащит припасы, спрятанные за щеками, в свою нору). Резкий выдох происходит за счёт удара ладошками по щекам. После этого следует сделать несколько частых вдохов — хомяк обнюхивает окружающее пространство. И затем вновь отправляется за припасами — вдох с надуванием щёк, задержка, резкий выдох за счёт хлопка по щекам, несколько частых вдохов. Повторить упражнение можно 3-4 раза.

Сочетание различных по характеру действий в одну последовательность (которая на самом деле вполне логична с точки зрения физиологии) помогает лучше овладеть искусством управления своим дыханием в разных его аспектах. Создание дополнительного давления внутри ротоносовой полости, как уже было сказано выше, способствует повышению местного иммунитета за счет устранения застойных явлений.

Кулачки. ИП — стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Вдыхать следует не одним сплошным вдохом, а в четыре приема — 4 коротких резких вдоха. Кулаки в это время сжимаются (во время вдоха) и разжимаются, как бы помогая ребёнку управлять своим дыханием. Выдох происходит произвольно, спокойно, через нос. Такое упражнение совершенствует не только дыхательную, но и нервную систему.

Боевой клич индейцев. Упражнение помогает овладеть своим голосом, научиться говорить звучно, контролировать громкость и «полетность» голоса.

Выполняется в любом положении. Само упражнение предельно просто: следует издавать звук, одновременно ритмично прикрывая ладонью рот. Дайте ребёнку задание регулировать громкость крика. Пусть он издает звук то с большей, то с меньшей громкостью.

Объясните также, что голос следует мысленно посылать вдаль, чтобы он звучал громче (вместо того, чтобы перенапрягать связки), и дайте малышу возможность потренироваться и убедиться в этом.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеолекции

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Все видеолекции — 1269

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Правильное дыхание при родах обеспечивает:

  • ускорение родовой деятельности. Женщина, которая дышит правильно, не зацикливается на боли, а контролирует чередование вдохов и выдохов, благодаря чему быстрее раскрывается шейка матки;

  • расслабление мышц. Размеренное дыхание способствует расслаблению мышц, а значит, облегчает родовую деятельность;

  • уменьшение боли. Если мышцы «сжаты в комок», при каждом сокращении матки боль усиливается. При расслабленных мышцах болевые ощущения уменьшаются;

  • насыщение организма кислородом. Правильное дыхание позволяет активно снабжать кислородом все мышцы, испытывающие во время родов усиленную нагрузку, а также самого малыша.

Советы для людей с заболеваниями дыхательных путей

Люди с респираторными заболеваниями, такими как астма или хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), могут принять дополнительные меры предосторожности для защиты своего дыхания и здоровья легких. Например, они могут попробовать:

Например, они могут попробовать:

  • Увлажнять организм изнутри: Питье большого количества воды помогает горлу и рту увеличить влажность воздуха, которым дышит человек. Влажный воздух с меньшей вероятностью раздражает дыхательные пути.
  • Устранить источники загрязнения воздуха внутри помещений: Люди должны следить за тем, чтобы их условия жизни и работы были чистыми, хорошо проветриваемыми и не имели плесени. Это поможет предотвратить раздражение дыхательных путей.
  • Использовать защитное снаряжение на работе: Некоторые люди могут работать в среде, где они подвергаются воздействию пыли, химикатов или паров. Эти люди должны носить маску, чтобы избежать вдыхания этих раздражителей.
  • Сделать прививки от гриппа или пневмонии: Эти прививки помогают защитить людей с заболеваниями дыхательных путей.
  • Расслабляющие упражнения: Дыхательные упражнения и другие техники релаксации могут помочь человеку сохранять спокойствие и предотвратить гипервентиляцию легких.

ЛФК при трахеите и болезнях легких

Воспаление трахеи нередко сопровождает бронхит, но может проявляться самостоятельно. Дыхательные упражнения при трахеите и бронхите помогают при сухом кашле, переводя его в разряд «мокрого», справляться с которым уже легче.

  1. ИП сидя. Вдохнуть через нос – руки в стороны, раскрыть грудную клетку. Плавно выдохнуть с тихим звуком «х-а-а-а». Стараться сделать выдох теплым. 4-5 раз.
  2. ИП – то же. Медленно вдохнуть через рот, губы сложены в трубочку; живот надувается. Выдохнуть на «м-м-м», при этом ладони положить на область грудины и почувствовать звуковые вибрации. Число повторений – до 5.

Лечение бронхита

Терапия бронхолегочных заболеваний включает в себя ряд физиопроцедур и лекарственных препаратов, которые воздействуют на очаг воспаления, снимают кашель и облегчают дыхание.

Антибиотики

Среди фармакологических средств, использующихся для лечения бронхитов, выделяют антибиотики пенициллинового ряда, макролиды и цефалоспорины. Перед назначением препаратов целесообразнее выделить тип возбудителя по анализу мокроты. На бронхиты вирусной этиологии такое лечение не распространяется.

Бронхолитики

Фармакологические средства, снимающие спазм гладкой мускулатуры бронхов, используются как в таблетированной форме, так и в растворах.

Группы бронхолитиков:

  1. Адреномиметики: Сальбутамол, Гексопреналин, а также популярный комбинированный препарат Беродуал.
  2. Холиноблокаторы: Тровентол.
  3. Бронхолитики миотропного действия: Эуфиллин, Теофиллин.

Ингаляции

Физиотерапевтическое воздействие на воспаленные бронхи с помощью вдыхания лечебных смесей через небулайзер – современный ингалятор – применяется даже при повышенной температуре, когда противопоказаны горячие ингаляции. Такие приборы выпускают для больничного и домашнего применения. В них загружают растворы с бронхолитиками, антибиотиками и фитопрепаратами.

Горчичники

Механизм действия основан на раздражающем и отвлекающем действии горчицы. Ставят их на область спины, обходя область сердца. Время процедуры – до 10 минут. Риск обструкции, бронхиальная астма, лихорадочные состояния и аллергия – прямые противопоказания к постановке горчичников.

Второе упражнение — привыкаем опускать лицо в воду… под душем и в ванной

Есть отдельная категория начинающих пловцов, которым трудно опустить лицо в воду: они постоянно захлёбываются. Это чисто психологическая преграда, которую нужно снять постепенным привыканием.

Потому первое упражнение для них — под душем. Сядьте под душем так, чтобы тёплая вода попадала вам только на спину. Вода должна бежать слабо, рассеиваясь.

Дышите ртом и начинайте мягко-мягко, очень медленно заводить голову под воду. При этом обязательно продолжайте дышать ртом! Подышали — убрали голову из-под воды.

Таким образом вы постепенно приучите себя к тому, что по лицу течёт вода, а вы дышите только ртом. Психологическая преграда будет снята.

Следующий шаг — опускаем лицо в воду в ванной буквально на полсекунды, на одну секунду. Сядьте в ванной, сделайте мягкий вдох ртом и на секунду опустите лицо в воду. Можно — и это даже хорошо — делать упражнение в очках, чтобы постепенно приучать себя находиться в них.

Когда подняли в голову, на всякий случай сделайте выдох через нос. Пусть даже там нет никакой воды, это действие должно стать автоматическим, чтобы ни капельки воды не оказалось у вас в носоглотке.

Если упражнение не доставляет вам дискомфорта, увеличивайте время, когда лицо находится в воде. В этом случае, поднимая голову, начинайте выдыхать ртом и носом — чтобы освободить лёгкие для следующего вдоха и чтобы вода не попадала в рот и нос.

Только после того, как у вас стало хорошо получаться это упражнение, можно переходить в бассейн и использовать нудлы.

Дыхательная гимнастика для развития респираторной зоны и кардиосистемы

Ну, и напоследок несколько упражнений, которые помогут укрепить не только «дыхалку», но и сердце:

  1. В положении сидя или лежа вдохните поглубже и задержите дыхание. Как только почувствуете небольшой дискомфорт, начните дышать снова, восстанавливая ритм. Затем снова задержите дыхание, увеличив время задержки на 10-20 секунд. В этом вам поможет секундомер. Сделайте насколько таких подходов, с каждым разом наращивая время задержки.
  2. В течение пары минут дышите как можно чаще. Увеличивайте длительность упражнения с каждым новым подходом.
  3. На выдохе вытолкните из легких весь воздух и вдохните новую порцию кислорода в несколько приемов. После этого задержите дыхание, на сколько сможете.
  4. Вдохните поглубже и выдыхайте постепенно, после чего задержите дыхание. Должно появиться ощущения сжатия легких.
  5. Вдыхая, считайте до 10, затем повторите вдох и снова сосчитайте до 10. Количество подходов будет зависеть от вашего объема легких. Повторите то же упражнение на выдохе.
  6. Вдыхайте, считая до 30. Усложните задание, замедлив счет.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы обязательно посоветуйтесь с врачом, прежде чем проводить дыхательную гимнастику.

Как видите, правильное дыхание не только облегчит вам процесс бега и повысит его эффективность, но и оздоровит весь организм: укрепит сердце и легкие, улучшит работу печени и желудочно-кишечного тракта, продлит молодость. Поэтому дышите, друзья!

И пусть ваши тренировки принесут вам пользу и удовольствие!

Правила проведения дыхательных упражнений

Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома

Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:

  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
  • Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
  • Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе

Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой — очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.

Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.

Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.

Занятия по Стрельниковой

Кроме бронхита, дыхательная гимнастика по методике Александры Николаевны Стрельниковой, показана и при сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме, потере голоса. Уникальность ее в том, что она подходит для людей разных возрастов и практически не имеет противопоказаний.

Ограничить нагрузки необходимо при:

  • травмах головного мозга, позвоночника;
  • выраженном остеохондрозе;
  • гипертонии, высоком внутричерепном или внутриглазном давлении.

Ритмичные активные вдохи через нос – «принюхивания» сочетаются с движениями мелких мышечных групп. Существует особый счет – на четыре, восемь, шестнадцать, под который делаются упражнения.

Для примера – четыре упражнения из комплекса.

«Малый маятник»

Кивать головой вперед, к груди, взгляд вниз: вдох. Выдох самопроизвольно во время обратного движения головы назад. И снова вдыхать воздух, когда взгляд направлен в потолок.

«Обними плечи»

ИП – стоя. Обнимать себя на вдохе так, чтобы правая ладонь была чуть дальше уровня плечевого сустава, а левая – под правую подмышечную впадину. Руки при движении меняются. Плечевой пояс – свободен.

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания

Работа над формированием правильного выдоха

На первых порах необходимо научить ребенка собственно правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы. Для этих целей подойдут следующие игры:

  • «Нюхаем цветы». Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.
  • «Задуваем свечи». Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-) Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог. Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.
  • «Одуванчики». На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе. Вспомните старую игру «Дед или бабка» — если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это — «бабка» со скромной прической.
  • «Кораблики». Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило — один «тайм» игры это один выдох.

Подобных игр на самом деле довольно много. Родители и сами быстро вспомнят их или придумают свои. Можно набрать сухих осенних листьев и, разложив на столе, устраивать настоящий листопад, сильно дуя на них. Можно играть в футбол, пытаясь струей воздуха при выдохе загонять шарик от пинг-понга в обозначенные ворота. Можно катать по столу карандаши «силой дыхания». Главное — следить за правильностью вдоха и выдоха и не давать ребенку переутомляться!

Тренировка дыхания с применением речевого материала

Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»;
воет волк — «Ууу-ууу»;
дождик капает — «кап-кап-кап» и т. д.

Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями:
«дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
«часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
«шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».

«Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой». Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов

Важно: следите, чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха
Обязательно обратите внимание ребенка на правильный равномерный выдох.

Многие из этих заданий можно использовать что называется «между делом». Вспомнить стихотворение, посоревноваться в выговаривании скороговорок, включить в утреннюю зарядку пару дыхательных упражнений совсем не сложно и не отнимет у родителей много времени. А ребенку такие занятия помогут избежать многих проблем с формированием речи.

Упражнения для отхождения мокроты при бронхите и пневмонии

ЛФК подключается после разрешения острого периода, когда снижается температура, но остаются катаральные явления. Для улучшения отхождения мокроты при бронхите проводится гимнастика в дренажных положениях. Они зависят от того, в каком бронхе или легком развился воспалительный процесс, а также – от локализации пневмонии. К примеру, если воспалено правое легкое, то исходное положение – на противоположном боку. Это определяет лечащий врач. Выполняются комплексы на длинный вдох, выдох с произнесением звуков «ррр», «жжж» до появления кашля. При комплексном подходе в терапии бронхитов лечебную дыхательную гимнастику сочетают с дренажным массажем.

Если во время занятий появился кашель, нужно наклонить голову, ладони расположить на животе сверху и снизу от пупка, надавливать ими каждый раз сверху вниз при позыве к кашлю. Следить за расслабленностью мышц шеи.

В каких условиях нужно выполнять дыхательные упражнения?

Если дыхательная гимнастика уже стала частью вашей жизни и ежедневным ритуалом, конечно, лучше выполнять на свежем воздухе. Температура должна быть не ниже +5 градусов, иначе есть риск простудиться. Можно включить приятную музыку или выйти к берегу реки, в парк к пению птиц. 

Если же дыхательные упражнения для вас, в первую очередь, скорая помощь при тревоге и стрессе, конечно, добираться до парка или берега реки не нужно. Выбирайте максимально уединенный угол офиса или просто выполняйте, сидя на рабочем месте. Главное, чтобы никто не отвлекал и не дергал. Иначе можно усугубить состояние волнения. 

Речевое дыхание и голос

Раскрыть тембр голоса и развить речь может каждый. Секрет кроется в правильном дыхании. Голос становится слишком тонким из-за того, что резонаторы в грудной клетке неспособны усиливать звук. Речь напоминает игру на гитаре с одной струной. Если воздуха не хватает, можно сорвать голос. Высказывания теряют смысл, человек испытывает дискомфорт. Мешает правильно говорить и слишком большой объем воздуха в легких. Неравномерное дыхание мешает произнести фразу до конца. Слова приходится выдавливать из себя.

Правильное дыхание и голос неразрывно связаны. Во время разговора нужно следить за поступлением достаточного количества воздуха в легкие. Его необходимо равномерно распределять между вдохами.

Главными моментами речевого дыхания являются:

  • вдох;
  • пауза;
  • выдох.

Нужно учиться продлевать время выдоха, сокращать вдох и паузу. При сокращении грудных мышц и диафрагмы ребра расширяются, легкие начинают вмещать больше воздуха. При вдохе нужно стараться повышать активность мышц.

Правила дыхательных упражнений для начинающих

Как и в любых других упражнениях, рекомендуется начинать с минимальной нагрузки. Частоту и интенсивность упражнений для дыхательной системы следует увеличивать постепенно

Заниматься важно в удобной одежде, на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. 

Выполнять упражнения лучше на пустой желудок. Если вы решили заниматься дыхательными практиками, то лучше отказаться от курения. Не рекомендуется практиковать дыхательные упражнения во время острой фазы простуды или респираторных заболеваний. Дыхательные практики увеличивают обмен веществ и болезнь может распространиться на весь организм.

Комплекс дыхательных упражнений нужно делать медленно. Во время выполнения может появиться легкое головокружение. Это нормальная реакция организма на гипервентиляцию. Видов дыхательных упражнений много:

  • комплекс Бутейко трансформирует обычное дыхание в поверхностное с задержкой. Помогает избавиться от астмы и сильных аллергий;

  • дыхательная практика Оксисайз — дыхательные упражнения совмещаются с физическими. Помогает сократить лишний вес;

  • дыхательная практика Цигун трансформирует энергетическое состояние, нормализует работу нервной системы, восстанавливает естественные функции органов дыхания;

  • концепция Стрельниковой используется в качестве профилактического и лечебного средства при головных болях, заболеваниях легких. Ее применяют для развития голоса вокалисты и при тренировках речевого дыхания;  

  • пранаяма — дыхательные практики из йоги. Их практикуют до и после выполнения асан. Регулярное выполнение пранаямы помогает успокоиться, ускоряет обмен веществ, защищает от ОРВИ, избавляет от одышки.

Выбирать технику рекомендуется под свои задачи, состояние здоровья и возраст. Лучше всего начинать практиковать под руководством опытного тренера, который поможет поставить технику и расскажет о нюансах упражнений.

Также можно скачать специальное мобильное приложение с библиотекой дыхательных упражнений. Например, MindShift CBT содержит большое количество дыхательных упражнений, которые помогут успокоиться и расслабиться. Приложение Zenfie предлагает медитации с использованием дыхательных практик. Для снятия стресса можно воспользоваться дыхательными упражнениями в приложении Breath Ball. Дыхательные упражнения в приложении Saagara были разработаны врачами для работы с дыхательно-легочной системой.

Для работы с частотой сердечного ритма и контроля давления можно воспользоваться упражнениями из «Дыхательного приложения» (The Breathing App) и Kardia.

Если у вас гипертония, меряйте давление до дыхательной практики и спустя 10-15 минут после ее выполнения. Если давление не нормализовалось, откажитесь от упражнений.

Отследите реакцию вашего давления на дыхательные упражнения. У большинства людей давление от них нормализуется — нормальное давление остается прежним, а вот повышенное постепенно снижается до нормы.

Если у вас имеются респираторные инфекции, то выполнять упражнения лучше в одиночестве. Так как во время интенсивного дыхания освобождаются вирусы и бактерии. В такой ситуации можно заразить окружающих. 

По возможности уберите на время практики из помещения домашних животных, чтобы не вдыхать их шерсть.

Практиковать рекомендуется в тихом месте без посторонних звуков, где вас никто и ничто не будет отвлекать. Гаджеты лучше отключать. Вам должно быть спокойно и комфортно.

Как дышать правильно?

В силовых упражнениях, которые выполняются в тренажерном зале, на усилие делается выдох. Он происходит в тот момент, когда тренирующийся преодолел максимальную нагрузку. Так как во время выдоха мышцы напрягаются сильнее. Вдох же делается во время фазы с минимальным усилием.

На выдохе пресс напрягается и стабилизирует все тело, параллельно мышцы грудной клетки группируются и создают прочный корсет — именно в этот момент лучше всего развивать усилие (для качественного выполнения упражнения).

Во время вдоха грудная клетка и мышцы пресса растягиваются, последние еще и расслабляются, поэтому мощного напряжения крупных мышечных групп практически нет.

В случае, если вы не регулируете дыхание во время тренировок, дышите неправильно, такие занятия не пойдут вам на пользу. Вы почувствуете недомогание, головокружение, слабость и плохую концентрацию. Такие препятствия будут мешать заниматься и следовать поставленной цели.

В случае, если вы не регулируете дыхание во время тренировок, дышите неправильно, такие занятия не пойдут вам на пользу. Вы почувствуете недомогание, головокружение, слабость и плохую концентрацию. Такие препятствия будут мешать заниматься и следовать поставленной цели.

Что такое дыхательная гимнастика и в чем её польза

Дыхательные упражнения — комплекс упражнений для нормализации давления, работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем и борьбы со стрессом. Во время практики активно работают:

  • диафрагма —  мышца между грудной полостью и брюшной. Ее можно укрепить глубокими вдохами;

  • брюшной пресс, который можно тренировать глубоким брюшным дыханием.

Регулярные дыхательные упражнения:

  • увеличивают приток кислорода в организм;

  • предупреждают заболевания органов дыхания;

  • укрепляют дыхательную мускулатуру;

  • стимулируют работу перистальтики;

  • увеличивают объем легких;

  • нормализуют сон;

  • укрепляют иммунитет;

  • улучшают психоэмоциональное состояние.

Дыхательную гимнастику назначают:

  • отоларингологи при лечении болезней органов дыхания. Это могут быть гайморит, астма, пневмония, бронхит; 

  • аллерголог при заболеваниях аллергического происхождения;

  • неврологи при нарушениях сна, апноэ, энурезе;

  • логопед в работе с проблемами с речью;

  • психотерапевт для борьбы со стрессом, повышенной тревогой, паническими атаками;

  • при реабилитации переболевших COVID-19.

Выводы

Итак, подводя итоги, нужно сказать, что диафрагмальное дыхание заложено нашей природой, но при взрослении человек машинально, сам того не замечая, начинает переходить на грудной тип дыхания. Это связано, в основном, с уменьшением движения и перестройкой организма. Но грудной тип отрицательно влияет на весь организм в целом. Это дыхание ведёт за собой ряд отрицательных последствий, которые откладываются не только на жизненно важных органах человека, но и на его самочувствии, в целом. У человека начинает болеть голова, ухудшается кровообращение, мышцы находятся в постоянном напряжении.

Следуя из этого, человеку стоит переходить на дыхание диафрагмой, которое приносит много пользы организму. Если рассматривать диафрагмальное дыхание, пользу и вред, то можно сказать, что вреда она не наносит никакого, а польза существенна для человеческого организма.
Но при переходе на такое дыхание главное не переусердствовать. Резкий переход на такой тип может привести к негативным последствиям, поэтому тренировки нужно начинать небольшие, которые занимают немного времени, а со временем увеличивать интервал. Уже через несколько недель после таких тренировок, вы почувствуете положительный результат.

Важно! Гипертоникам перед тренировками нужно обязательно обратиться к врачу, который может запретить или разрешить переход на дыхание диафрагмой. Интересные факты:

Интересные факты:

  • спортсмены используют диафрагмальное дыхание, так как при нём используется весь объём лёгким, что не скажешь о грудном дыхании, который затрагивает лишь часть лёгких;
  • некоторые девушки специально не хотят переходить на дыхание диафрагмой, так как при этом нужно «раздувать» живот, а за этим действием якобы может показаться, что девушка имеет лишний вес, что, конечно же, не является правдой;

Дети до трёх лет дышат, преимущество, диафрагмой. После дети начинают познавать мир, их организм часто посещает перенапряжение и стресс, в связи с этим дыхание переходит на грудной тип.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: