Содержание статьи
Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.
Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.
Признаки невроза у детей
Всех нас что-то беспокоит или заставляет нервничать в повседневной жизни. Это беспокойство может колебаться от легкого волнения перед встречей с тем, с кем давно не виделись до появления «медвежьей болезни» перед экзаменом. В принципе, и то и другое для человека нормально.
Но, что если эта нервозность становится постоянной и начинает мешать вам нормально жить? Беспокойные мысли превращаются в тревожные, тревога захлестывает вас, а мысли становятся все более навязчивыми?
Это признаки незваного невроза, и хорошо, если это просто невроз, а не более серьезное психическое расстройство.
Если среди членов семьи встречается нечто подобное – обратите особое внимание на самочувствие ребенка. Во-первых, он за счет наследственной предрасположенности попадает в группу риска
Во-вторых, он как губка впитывает поведение взрослых, копируя, усваивая и повторяя модели невротического поведения.
Характерные признаки невроза у детей грудного возраста:
- Сильное покраснение кожных покровов при крике или плаче
- Легкая возбудимость и двигательные нарушения
- Слишком частые мочеиспускания
- Бледность, частые колики
Характерные признаки невроза у детей/подростков:
- Мнительность, тревожное беспокойство по обычным поводам
- Сложности с переключением внимания
- Зацикливание на неприятных событиях или переживаниях. Обессивные проявления чаще возникают в подростковом возрасте, позже превращаясь в обессивно-компульсивное расстройство.
- Навязчивые движения, действия
- Навязчивые страхи
- Энурез
- Сосание пальца
- Грызение ногтей
- Заикание
- Частые истерики без серьезных причин
- Уход в себя, заторможенность, как свидетельство истощения от внутренних переживаний
- Нарушения сна
- Раздражительность
- Злость
- Ощущение постоянной враждебности окружающего мира
- Ощущение уязвимости
- Чрезмерная застенчивость
13 рекомендаций психолога родителям тревожных детей
Австрийский психиатр В. Франкл писал: «Значимы не наши страхи и не наша тревога, а то, как мы к ним относимся». Если вы возводите детскую тревожность в ранг вселенской катастрофы, будьте уверены: это таки станет катастрофой. Создавая вокруг данной проблемы нездоровый эмоциональный накал, вы делаете лишь хуже.
Но это не значит, что надо игнорировать тревожность ребенка. Тактика ваших действий должна быть такой:
- Установить сам факт наличия повышенной тревожности.
- Найти и устранить ее причину и источник.
- Вспомнить о принципах адекватного родительства, которые помогут выстроить с ребенком здоровые отношения.
Для помощи с третьим пунктом мы подготовили 13 советов. Сохраните и перечитывайте их, чтобы вовремя скорректировать свои ошибки в воспитании.
Признавайте право ребенка испытывать любые эмоции, включая страх, беспокойство и тревогу.
Будьте в курсе его жизни. Интересуйтесь, как прошел день, говорите с учителями, общайтесь с родителями друзей ребенка. Вы должны иметь представление, чем он живет и как себя ведет.
Научите ребенка говорить о своих страхах. Он не должен стесняться просить помощи у родителей, чтобы справиться с эмоциями и найти выход из сложившейся ситуации.
Напоминайте, что любая проблема приносит не только беспокойство, но и опыт. И умение извлекать полезный опыт даже из самых неприятных событий дорогого стоит.
Будьте готовы выслушать ребенка
Не отмахивайтесь от его переживаний, не замалчивайте и не преуменьшайте важность случившегося с ним. Сначала разберитесь и только потом выносите вердикт — забыть об этом или что-то предпринять.
Выражайте понимание тревог ребенка, приводите аналогичные примеры из своей жизни, рассказывайте, как сами справлялись с подобными эмоциями.
Помогайте не только словом, но и действиями
Если ребенок смущается в незнакомой обстановке — держите его за руку. Не может найти друзей — познакомьте его с детьми ваших подруг. Боится плавать — отведите в бассейн с инструктором и т. д.
Преодолевайте трудности и решайте жизненные задачи вместе с ребенком, а не вместо него. Будьте советчиком и поддержкой, но не берите на себя слишком много. Ваша задача — придать ему уверенности в себе и сил для борьбы со страхами.
Если ребенок не хочет говорить о своих тревогах открыто, поищите способы его разговорить. Например, через ролевую игру в куклы, написание сочинения и пр.
Любые важные новости и масштабные планы подавайте постепенно. Готовьте ребенка к этому, спрашивайте его мнение. Если произошло что-то непредвиденное, постарайтесь не рассказывать сразу. Как минимум сначала поговорите на эту тему.
Не ругайте детей за плохую успеваемость, а мотивируйте получать знания.
Заряжайте ребенка оптимистическим настроем, учите легкому отношению к жизни. Не утрируйте собственные переживания, не разыгрывайте драматических сцен на его глазах. Сохраняйте моральную стойкость в сложных ситуациях. Это лучший пример, который вы можете подать.
Обнимайте, целуйте ребенка, говорите, как вы его любите, как цените и уважаете. Поддерживайте его ощущение комфорта и безопасности рядом с вами.
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеолекции
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Все видеолекции — 1269
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Позитивные изменения после кризиса
Что порадует родителей после тревожного периода?
Вы поймете, каким интересным собеседником становится ребенок, найдете общие увлечения, сможете разнообразить досуг. Место беспомощного малыша займет полноправный член семьи с уникальным взглядом на мир.
При позитивном завершении кризиса возникает жажда знаний, нового опыта, желание помогать родителям. Школа не вызывает отвращения, учителя воспринимаются как мудрые наставники.
Непредвзятое мышление позволяет детям воспринимать жизнь без стереотипов — это качество, утерянное взрослыми людьми. Ребенок поможет сделать выбор, избавит от цинизма, расширит кругозор. Для этого нужно чаще проводить время вместе, быть терпеливыми, продуктивно общаться.
Гендерные особенности
Мальчики и девочки переживают кризис 7 лет по-разному. Предлагаем рассмотреть отличия: они обусловлены биологическими особенностями, традициями воспитания, ожиданиями общества.
Кризис 7 лет у мальчиков
Мальчики не могут усидеть на месте, бегают, с трудом концентрируются на учебе
Им важно казаться лучше других, соперничать. Бесполезно кричать и призывать к дисциплине: детям нужно выплескивать энергию
Полезен спорт, требующий скорости и выдержки.
Помогите мальчику организовать распорядок дня, наладить учебный процесс
Его внимание перескакивает с предмета на предмет — на первых порах нужна помощь взрослого. Не критикуйте за каждую ошибку
Кризис 7 лет у девочек
Отличница и гордость класса может быть невыносимой наедине с родителями. На маленьких девочек давит груз обязанностей: нужно хорошо учиться, быть опрятной, послушной. Сдерживаясь в школе, ребенок демонстрирует агрессию в домашней обстановке.
С девочкой следует быть чуткими, понимающими. Оба родителя должны показывать заинтересованность в ее жизни. Не жалейте времени для разговоров по душам, если ребенок нуждается в них.
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеолекции
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Все видеолекции — 1269
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день
Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!
1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.
2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.
3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.
4 Я стала креативнее
Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое
5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.
Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!
Когда следует насторожиться?
Как лечить невроз у ребенка? Родителям нужно запастись терпением и не откладывать визит к специалисту
Важно учитывать, что невроз нельзя воспринимать как серьезную болезнь, которая парализует нормальную жизнь ребёнка и семьи
Это не так! Не позволяйте себе фиксироваться на симптомах невроза, не заостряйте внимание малыша на них. К ребёнку следует относиться, как к здоровому, но нужно быть чуточку более бережным с ним
Итак, невроз. Симптомы у ребенка бывают следующими:
- малыш грызет кожу вокруг пальцев;
- ребёнок обгрызает ногти;
- у малыша тики;
- наблюдается мочеиспускание , которое не контролируется ребёнком и происходит во сне;
- у малыша происходит недержание кала;
- ребёнок заикается;
- малыш задыхается;
- устраивает истерики на публике.
И многие другие симптомы свидетельствуют о том, что у Вашего любимого малыша развился невроз. Неврозы у детей и у подростков протекают с различной симптоматикой и по-разному поддаются лечению.
Психологи детально описывают, как лечить невроз у детей. Детские неврозы многогранны.Боремся и победим!
Для терапии с немалым успехом применяют психотерапию, направленную на устранение неблагоприятной атмосферы в семье. Также применяется физиотерапия, рефлексотерапия, а также медикаменты.
Очень важно применять семейную психотерапию, комплекс средств, направленных на нормализацию воспитательного процесса, взаимоотношений между всеми участниками. Ведь формирование невроза у малыша нередко провоцируется ошибками в воспитании, конфликтами и ссорами в семье
Психотерапевту важно поговорить не только с мамами и папами, но также с бабушками и дедушками, а, возможно, с нянями и воспитательницами. Чем более полную картину охватит психолог, тем проще ему будет дать родственникам правильные рекомендации
Затем проводится работа с малышом. Конечно, ребёнку подходит игровая форма. Очень важно для малыша поменяться ролями с родителями. Такие смены переменных открывают всем в астеникам новый взгляд на привычные вещи.
Индивидуальная психотерапия делится на рациональную, аутогенную тренировку, суггестивный терапию и арт-терапию.
Рациональная психотерапия направлена на выявление вместе ребёнком особенностей и причин его недуга, возможности коррекции неприятного состояния.
Арт-терапия является не только методом выхода из стрессовой ситуации, но также отличным способом диагностики состояния малыша. Проективные методики бывают следующими:
Малыша просят нарисовать но семью – в зависимости от величины фигуры и расположенности Ее на рисунке, а также цвета, который предпочитает ребенок, терапевт делает свои выводы о расстановке сил в семье, о наличествующих проблемах и определяет способы их решения. Итак, невроз у детей. Лечение весьма эффективно. Порой оно также дополняется лекарственными препаратами, призванными снизить тревожность, помочь ребенку, поддержать его в период адаптации.
Чем лечить неврозы у детей? Некоторые родители заваривают успокаивающие чаи, которые, наравне с иными средствами воздействия, помогают малышу. Невроз детский вполне поддается коррекции!
Детский невроз, симптомы, лечение описаны в следующей литературе в трудах знаменитого Зигмунда Фрейда, в трудах Карен Хорни. Также о детском неврозе, симптомах писал Захаров, говорил популярный ныне Комаровский.
Детские неврозы, симптомы описывали многие специалисты по возрастной психологии
Признаки невроза у детей важно вовремя заметить! Вам на помощь придут воспитатели в детском саду, учителя и психологи в школе. Расспросите, как ведёт себя ребёнок на уроке, в саду, со сверстниками, наблюдайте за ним во время выступлений и, конечно, в домашней обстановке
Своевременное лечение детских неврозов дает хороший эффективный результат!
Так вот, причины детских неврозов:
- социальные факторы – рождение братика или сестрички, поход в детсад, в школу, переезд;
- семейно-психологическая ситуация;
- предрасположенность генетическая.
Как научить ребенка справляться с негативом
Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.
Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть
Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым
Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:
- Рисовать настроение красками на большом листе бумаги. Можно нарисовать страх или злость, а потом сжечь рисунок.
- Выйти в лес или на пустырь и просто покричать.
- Устроить «день туалетной бумаги». Ее можно рвать, кидать, раскатывать.
- Просто посмотреть на огонь. Лучше развести костер.
- Поиграть с водой. Представить себе, как все печали утекают в водосток.
- Бегать, прыгать, играть в подвижные игры, гулять. Движение — отличный способ успокоить нервы.
- Сделать ребенку массаж.
- Зарядиться позитивом от просмотра семейных фотографий и воспоминаний о счастливых моментах.
- Сделать «волшебный» медальон, который «заряжается» любовью, когда мама крепко обнимает ребенка перед тем, как оставить его в саду. В медальон он жалуется, если его ругают.
Трудный возраст
Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову. С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.
Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.
В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует. Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других». Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом, результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, — все выражает крик о ненужности и непонятности.
Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, — придирки. На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать». Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.
Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.
Шаг навстречу
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры
Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом
Комментарий психолога:
«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.
Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером
И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность»
Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!
Инесса Смык
По материалам журнала «Кутузовский проспект»
Симптомы депрессивного невроза у детей
Симптомы депрессивного невроза у детей связаны с проявлениями признаков депрессии и апатии. Родители замечают, что ребенок стал вялый, равнодушный ко всему. Его ничего не радует – то, что раньше вызывало восторг, теперь совсем не интересует. При возникновении следующих симптомов, родителям стоит подозревать наличие у ребенка депрессивного невроза и принять своевременные меры:
- слезы и истерики без видимых причин;
- различные страхи: боязнь темноты, открытых пространств, скопления людей;
- проявление раздражения в ответ на любые действия и просьбы;
- нетерпимость к большому количеству людей;
- гиперактивность, неусидчивость (ребенок берется за несколько дел сразу, но ни одно не доводит до конца, быстро теряя к ним интерес);
- постоянные жалобы на боли в животе, в боку, головную боль;
- нарушение аппетита, отказ от еды;
- эмоциональная зависимость от резких перепадов температуры;
- нарушение сна (ребенок долго не может уснуть, с трудом просыпается, если его пытаются разбудить, а дневной сон вовсе отсутствует);
- неконтролируемые навязчивые действия: шмыганье носом, першение в горле, кусание ногтей, сосание пальцев, перекручивание волос или наматывание их на палец, кашель при волнении, заикание;
- недержание мочи, энурез.
Встречаются и другие невротические симптомы. Они могут быть как признаками депрессивного расстройства, так и проявлениями других заболеваний. Но все они имеют тенденцию к постоянству и нарастанию. Установить правильный диагноз может только опытный врач.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
- нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
- нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
- головокружения, головные боли;
- мутизм;
- мышечные боли;
- вялость, слабость, быстрая утомляемость;
- недержание мочи или кала;
- нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
- потливость.
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
- плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
- бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
- раздражительность и резкая смена настроений;
- страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
- сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
Как отличить истинное намерение от манипулирования?
Различают три вида суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Демонстративное суицидальное поведение носит театральный характер
Это форма эмоционального шантажа, с помощью которого ребенок пытается манипулировать окружающими, чтобы получить их интерес и внимание, добиться сочувствия, уйти от наказания за совершенный проступок, отомстить за нанесенную обиду. Если дело заходит дальше угроз, то попытка самоубийства происходит в явном расчете на спасение и редко заканчивается смертью.
Аффективный суицид носит спонтанный характер и всегда происходит в моменты сильнейшего психоэмоционального напряжения, на пике негативных эмоций. Суицид в состоянии аффекта может быть спектаклем, рассчитанным на «благодарных зрителей», но также может оказаться хоть и мимолетным, но истинным намерением. Предсказать эти попытки сложнее всего.
Наиболее опасным является истинный суицид, который чаще всего приводит к смерти. В этом случае подросток долго вынашивает замысел, ищет самые эффективные способы уйти из жизни, выбирает время и место, где ему не смогут помешать. При демонстративном суицидальном поведении обычно используют отравление неядовитыми веществами, порезы вен, имитацию попыток повешения. При истинном – в подавляющем большинстве случаев выбирают самоповешение и прыжки с высоты.
Распространенный миф гласит: человек, действительно собирающийся наложить на себя руки, не говорит об этом, не демонстрирует свои намерения, наоборот, тщательно скрывает их, молчит. Это не так. Большинство подростков, которые собираются покончить с собой, предупреждают об этом окружающих: прямо или намеком. Потому нельзя оставлять без внимания любые слова или фразы, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью
Даже если вы понимаете, что ребенок прибегает к эмоциональному шантажу и угрозам с целью напугать, произвести впечатление, обратить на себя внимание, вытребовать поблажки или материальные ценности. Такое поведение – не норма, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем
Каких именно? Это сможет установить только специалист.
Если вы не знаете к кому обратится за помощью, начните с посещения психолога. Будьте готовы к тому, что, если уже были попытки суицида и существует хоть малейшая опасность их повторения, вас могут направить на консультацию к психиатру. В этом случае гораздо важнее сохранить жизнь ребенка, чем реноме в глазах окружающих. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее сможете изменить ситуацию.