Восстановление речи после инсульта

Народные средства

Необходимо четко следовать указаниям врача и продолжать курс терапии после инсульта в домашних условиях. Иногда в родных стенах пациент быстрее восстанавливается и идет на поправку по всем показателям, включая речь. В народной медицине есть проверенные рецепты, которые помогут ускорить выздоровление:

  • ванны с хвоей. Если речь долго не восстанавливается без видимых на то причин, возможно, проблема – в психоэмоциональной сфере. Чтобы улучшить работу нервной системе, расслабиться и получить позитивный настрой, можно использовать ножные ванны с хвойными иголками. Эфирные масла хвои расслабляют, стабилизируют эмоциональный фон;
  • мумие. Уникальное вещество от многих заболеваний. Принимается на ночь по 2 мг. Курс длится 14 дней. Нужно провести 3 курса, между которыми делается перерыв на 5 дней;
  • шишки хвойных пород. Хорошо стимулирует развитие речевых центров после инсульта отвар из шишек сосны, ели, кедра.

Логопед проводит не только занятия, нацеленные на восстановление речи, но и учитывает патогенез болезни – возможно, мышцы языка будут онемевшими. Все речевые зоны нужно регулярно стимулировать, корректировать правильное расположение языка с анатомической точки зрения. Логопедический массаж быстрее восстановит речевой аппарат.

Лечение

Инсульт с нарушением глотания у пациентов – довольно частое явление в современной медицинской практике. Как правило, глотательный рефлекс начинает восстанавливаться примерно через 2 или 3 недели после перенесенного приступа. Период полного восстановления, как отмечают врачи, у каждого пациента индивидуален. Некоторые незначительные нарушения могут оставаться на весьма продолжительное время.

При кормлении пациентов с нарушениями глотательной функции стоит придерживаться определенных правил. При этом больным регулярно следует выполнять упражнения, целью которых является улучшение глотательной функции и полное ее восстановление.

Перед проведением каких-либо лечебных действий необходимо адекватно оценить возможности пациента. Во-первых, необходимо определить может ли пациент поднимать и удерживать голову. Затем следует попросить пациента прокашляться и сглотнуть слюну. После этого пациенту можно дать ложку воды. В случаях, если вода будет свободно выливаться изо рта, а пациент не будет предпринимать попыток проглотить ее, следует продолжить кормление пациента через специальный зонд и несколько повременить с повторной попыткой.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений

Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Другие статьи по теме:

  • Остаточные явления инсульта
  • Атеротромботический инсульт
  • Острый ишемический инсульт
  • Обширный инсульт
  • Обширный ишемический инсульт
  • Постинсультные осложнения двигательного аппарата
  • Повторный инсульт
  • Правосторонний ишемический инсульт
  • Парализация левой стороны после инсульта

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать

Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Как проходит логопедическая реабилитация?

С пациентом работает команда специалистов – логопед, реабилитолог, невролог, психолог, инструкторы ЛФК и др.

Применяются разнообразные методы.

Дыхательная речевая гимнастика. Это комплекс упражнений для восстановления речевого дыхания.

Голосовые упражнения. Они направлены на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани. Восстановление голоса нужно начинать как можно раньше.

Логопедический массаж. Он способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, тем самым улучшая произношение и уменьшая эмоциональное напряжение пациента.

Артикуляционная гимнастика. Комплекс специальных упражнений укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, развивает их силу и подвижность.

Функциональные тренировки. Это могут быть:

  • называние, повторение слов, фраз;
  • пение песен;
  • чтение стихов;
  • чтение и пересказ рассказов;
  • стимулирование простых видов коммуникации;
  • рисование;
  • выполнение графо-моторных упражнений;
  • конструирование;
  • счетные операции;
  • раскладывание серий сюжетных картин и мн. др.

Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группе. Но все-таки эффективнее индивидуальная работа. Как говорят, сколько афазиков — столько и афазий. Это правда: у всех пациентов нарушения речи проявляются по-своему

И важно найти подход к каждому в отдельности

Иногда человек может повторять за логопедом, называть предметы, отвечать на простые вопросы. А бывает, что пациент вообще не способен изобразить никакой звук. То же самое с пониманием речи: одни только частично не понимают, а другие слышат знакомые слова, но не знают, о чем идет речь.

В начале терапии стоит цель вообще начать говорить, затем — сходить в магазин и купить что-то, а со временем можно пробовать и на работу выйти.

Занятия длятся по 10–40 минут в зависимости от состояния больного.

На определенном этапе логопед дает домашние задания. И лучше, чтобы пациент выполнял их со своими близкими.

В терапии используются и компьютерные программы. Но совсем другое дело, если, например, слово «стол» повторит несколько раз жена, а не компьютер. Она укажет жестом на этот предмет, проговорит слово с разной громкостью и интонацией. После 20 повторений муж поймет: «Так это же стол!».

Кстати, в логопедическую реабилитацию входит и обучение родственников пациента. Как правило, они не знают, как вести себя с больным: иногда говорят слишком громко, иногда заставляют его повторять одни и те же слова, обращаются с ним, как с ребенком, и даже пытаются «учить» его разговаривать по детским книжкам.

Во-первых, такие книжки воспринимаются взрослым человеком болезненно, во-вторых, это просто неэффективно. Логотерапия афазий — это не развитие речи, а восстановление.

Родственники больного должны участвовать в реабилитации, но желательно под контролем логопеда.

Лечебная физкультура. В 90% случаев нарушения речи сопровождаются и нарушением движений. За эти функции отвечает одна и та же зона в коре головного мозга. Поэтому тренировка тела способствует в том числе восстановлению речи. В обратную сторону эта связь тоже работает. Поэтому ЛФК — также одна из важнейших составляющих реабилитации.

Медикаментозная терапия. Она воздействует непосредственно на причины речевых нарушений. Сочетание медикаментозной терапии с упражнениями активизирует сохранные, но временно угнетенные зоны головного мозга, и способствует интенсивности протекания нейродинамических процессов.

Лекарственные препараты

В комбинированной терапии инсультов назначают Глиатилин. Он относится к нейропротекторным препаратам и содержит холина альфосцерат, необходимый для синтеза ацетилхолина, важнейшего нейромедиатора.

Препарат выпускается во всех необходимых формах для проведения реабилитационных мероприятий на каждом этапе инсульта:

  • вострой фазе необходим раствор для инъекций 1000 мг/3 мл №6,
  • для последующего лечения капсулы 400 мг №14 для приема внутрь либо раствор для приема внутрь 600мг/7мл удобный для применения при затруднениях с глотанием.

Глиатилин помогает в нормализации работы мозговой холинергической системы, корректируя когнитивные функции пациентов. Введение препарата по мере ослабления острых симптомов помогает быстрее уменьшать симптоматику патологии. При систематическом применении лекарства относительно быстро восстанавливается метаболизм внутри нервных клеток, улучшается память, речь и когнитивные функции.

Виды речевых расстройств

Современная медицина знает два основных вида нарушений речи после инсульта: афазию и дизартрию. В первом случае речь нарушается из-за гибели нейронов и их связей в мозговом центре, который отвечает за речь. Афазия бывает полной и частичной. Дизартрия возникает на фоне того, что в мозге пострадали центры, отвечающие за работу речевых мышц.

Афазия

Является самой распространенной причиной нарушения речи. Всего насчитывается шесть вариаций афазии:

  1. Моторная. Эта форма делится ещё на два вида афазии. При афферентной афазии больной не может выбрать артикуляторную позу, которая нужна для того, чтобы произнести конкретные звуки. При эфферентной афазии речь сохраняется на инстинктивном уровне, но нарушено повторение. У пострадавших возникают трудности с переходом из одного положения к другому.
  2. Динамическая. В данном варианте у пациентов наблюдаются проблемы активного высказывания: невозможность корректно сформулировать предложение, потому что нарушены и внешняя, и внутренняя речь. Нередки случаи эхопраксии – повторения – ситуации, когда больной автоматически начинает повторять вслед за собеседником слова, фразы, мимику или жестикуляцию.
  3. Сенсорная. Делится на три типа: корковая, субкортикальная и транскортикальная афазии. В первом случае у больного отсутствуют и понимание, и произношение звуков, во втором – искажается трансляция импульсов от отделов мозга, ответственных за восприятие звуковой информации. В третьем случае нарушаются письмо и зрительная функция, но пациент способен к восприятию легких речевых конструкций.
  4. Сематическая. Пострадавшие полностью не понимают сложные речевые конструкции, которые отвечают за пространственное соотношение. Часто наблюдаются проблемы при выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические формулировки. 
  5. Амнестическая. Пациенты забывают названия простейших бытовых предметов – посуды, мебели, одежды, электроприборов, медленно читают. Иногда развивается акалькулия – нейропсихологическое заболевание, когда человек теряет способность последовательного счёта.
  6. Акустико-мнестическая. При данной афазии у больных возникают трудности, которые связаны со способностью удерживать в памяти информацию, воспринимаемую слуховым путём. Во время занятий с логопедом больные не могут повторить простейшие связки из нескольких слов, разобраться в смысле предложения, когда его произносят в быстром темпе или во время разговора с несколькими собеседниками.
  7. Тотальная. Отличительной чертой этого вида афазии является полное отсутствие речи в связи с поражением большого количества участков мозга. Тотальная афазия подлежит тяжелой и долгой коррекционной работе у разных специалистов – от массажистов до логопеда.

Дизартрия

Вид речевого расстройства, когда у пострадавшего от инсульта нарушается работа органов, отвечающих за артикуляцию (язык, нёбо, губы). Наблюдается намного реже, чем афазия, развивается, как правило, при поражении разных структур мозга, в частности черепных нервов, принимающих участие в работе речевых мышц. У пациентов наблюдается вялая и неуверенная речь, затруднено произношение отдельных звуков или слов.

Артикуляционная диспраксия

Ещё один вид нарушений речи – неспособность человека совершать последовательные движения ртом, губами, языком – который делится на два вида: кинетическую и кинестетическую.

В первом варианте появляются трудности при последовательной смене звуков и слогов, пропуск их, замена одного слога или звука на другой, неправильная расстановка ударений.

Во втором варианте возникают нарушения в артикуляционном укладе: мозг испытывает затруднения при взаимодействии с мышцами, отвечающими за воспроизведение звуков.

Формирование двигательных навыков осуществляется через адекватно скоординированные действия. После инсульта в участках мозга с премоторной, профронтальной и моторной корой может произойти гибель нейронов, которая и приведет к диспраксии.

Коррекцией диспраксии в содействии с неврологом и психологом занимается логопед.

Комплекс занятий после перенесенного кризиса

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.

На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Логопедические упражнения после инсульта

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

Виды нарушения речи после инсульта

Классификация речевых расстройств опирается на разновидности этиологических факторов. Это может быть смерть отдельных нейронов и нарушение связи между ними или повреждение церебральных структур, непосредственно управляющих голосовыми мышцами. Реабилитационные методики подбираются с учетом причины развития того или иного осложнения. Врачи предварительно проводят диагностические мероприятия и определяют, почему у пациента нарушены коммуникативные навыки.

Афазия

Это типичное для постинсультных пациентов расстройство речевой функции. Человек частично или полностью утрачивает способность произносить слова и во время разговора понимать других людей. Такое патологическое состояние обусловлено смертью отдельных нейронов.

Виды афазии:

Моторная. Нарушена координация голосовых мышц, поэтому человеку трудно выбрать правильную позу для продуцирования нужных звуков. В первую очередь затрудняется повторение звуков.

Динамическая. Наблюдается расстройство внешней и внутренней речевых функций, из-за чего больной испытывает трудности при составлении предложений. Возможно также несознательное повторение слов и жестов собеседника.

Сенсорная. Ухудшается понимание или воспроизведение определенных звуков из-за поражения корковых отделов головного мозга. При транскортикальной форме осложнения также частично нарушены зрительная функция и письменная речь при сохранении способности разговаривать.

Семантическая. Больному становится трудно понимать сложные речевые конструкции. Особенно это касается предложений, описывающих пространственное положение объектов. Возникают сложности при выполнении различных задач. На фоне патологии в некоторых случаях возникает нарушение последовательного счета.

Акустико-мнестическая. Пациенту становится трудно запоминать и обрабатывать информацию, полученную слуховым путем

На это расстройство часто обращает внимание логопед, когда просит человека пересказать только что прослушанный текст. Проблема обостряется, если собеседник говорит быстро.

Тотальная

Из-за значительного повреждения «профильных» мозговых отделов больной полностью утрачивает способность говорить. Требуется длительная и сложная реабилитация.

Правильное определение типа афазии и ее тяжести — первый шаг на пути к восстановлению коммуникативных навыков. 

Дизартрия 

Это ухудшение речевой деятельности, характеризующееся комплексным расстройством функций голосового аппарата. Из-за невозможности правильно управлять речевыми мышцами человеку становится сложно говорить членораздельно. По сравнению с афазией такое осложнения для инсульта характерно в меньшей степени. Основная причина дизартрии — повреждение нервных структур, координирующих деятельность голосового аппарата.

Артикуляционная диспраксия

При такой патологии нарушается последовательность воспроизводства звуков. Может быть кинетической или кинестетической. Человек постоянно ошибается при постановке ударений, путает и заменяет слога в словах. Также может наблюдаться нарушение работы артикуляционной мускулатуры. Такой вариант утраты голосовой функции связан с гибелью отдельных нейронов.

Диагностика

Подобное осложнение обычно выявляют в первые дни или недели после развития заболевания, когда пациент все еще проходит лечение или реабилитацию. Невролог беседует с больным и проводит специальные тесты для оценки когнитивных и речевых навыков. Он может попросить пациента повторить последовательность слов, кратко пересказать услышанный или прочитанный текст. По результатам консультации устанавливается форма патологии. После этого следует определить причину осложнения для постановки окончательного диагноза.

Необходимые диагностические процедуры:

  • компьютерная или магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • УЗДГ сосудов головного мозга;
  • позитронно-эмиссионная томография.

Невролог определяет, какой отдел ЦНС был поражен, и подтверждает диагноз

Это важно для оценки прогноза и подбора индивидуальной реабилитационной программы. 

Причины нарушения речи после инсульта

Коммуникация с другими людьми — сложная функция высшей нервной деятельности, связанная с работой разных отделов центральной нервной системы. Речевая деятельность невозможна без сокращения мышц языка и рта. Также в акте говорения участвуют связки, сухожилия, органы дыхательной системы и даже диафрагма. Церебральные структуры координируют работу всех отделов голосового аппарата и позволяют человеку быстро и внятно произносить слова и звуки. Также речевая функция напрямую зависит от работы корковых отделов мозга, отвечающих за когнитивные функции, гиппокампа и других связанных с хранением памяти структур. 

Инсульт — острое расстройство церебрального кровоснабжения, возникающее по причине непроходимости или повреждения питающего мозг крупного сосуда. Ишемический тип заболевания считается наиболее распространенным. В этом случае из-за тромбоза или другого фактора прекращается кислородное питание мозговых тканей, в результате чего возникает некроз с нарушением функций пораженных отделов органа. При геморрагическом инсульте разрыв сосуда приводит к кровоизлиянию. Помимо гипоксии мозг также повреждает растущая гематома. Если описанные патологические процессы затрагивают участвующие в речевой функции отделы органа, нарушаются коммуникативные навыки. 

Осложнения могут быть обратимыми и необратимыми. Клетки головного мозга полностью не восстанавливаются, но сама анатомическая структура достаточно пластична, поэтому отдельные функции со временем возобновляются благодаря сохранности других участков органа

По этой причине реабилитологи уделяют особое внимание восстановлению речи после инсульта. Грамотные мероприятия помогают улучшить коммуникативные навыки у больного. 

Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Составление логопедической программы

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

Последствия инсульта

После перенесённого инсульта у больного появляется ряд нарушений неврологического характера.

Наиболее тяжёлым последствием является полный паралич. Пожилой человек остаётся обездвиженным на всю оставшуюся жизнь. При частичном параличе обездвиженными оказываются одна сторона тела или отдельные его части: нога, рука. Потеря чувствительности в одной руке или ноге называется парезом, в двух конечностях парапарезом, в нижних и верхних конечностях одновременно – тетрапарезом. Паралич может затронуть отдельные мышцы в конечностях. Тогда они сгибаются не полностью, или сгибаются-разгибаются, но пальцы остаются непослушными.

Патология речи – следующая проблема, с которой сталкиваются после инсульта пенсионер и его родственники. У каждого третьего возникает дизартрия – нарушение звукопроизношения. Речь становится глуховатой, невнятной. Даже после короткого высказывания больной задыхается и ему трудно глотать. Отмечаются и другие речевые дефекты: больной слышит речь и может говорить, но не понимает смысл высказываний, путается в словах, подменяет одни звуки другими.

Когнитивные нарушения проявляются в виде потери памяти и интеллектуальной недостаточности. Пожилые забывают названия предметов, сохранив представление о них. Не усваивают новую информацию. При этом могут помнить события далёкого прошлого. Больным сложно делать элементарные математические расчёты, они теряют логику рассуждений. Не сразу понимают суть задания, нуждаются в подсказках от окружающих.

Болезнь сопровождается психическими расстройствами. Пенсионеры испытывают тревогу по поводу своего будущего, переживают, что не смогут вернуть утраченные навыки. Понижается самооценка. Негативные эмоции вызывают отчаяние и приводят к депрессии.

Врачи рекомендуют после преодоления острого периода, как можно раньше начать реабилитацию больного. В таком случае у него есть шанс восстановить все утраченные навыки и быстрее вернуться к самостоятельной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: