За какой партой сидеть лучше: важные советы для школьников от врачей-офтальмологов

О кошках, пульках и петардах

— К вам обращаются с травмами?

— Да, но мы все-таки просим в таких случаях ехать в стационар. У травм глаза бывают последствия, с которыми потом работает окулист.

Важно заниматься профилактикой таких травм. Не покупать пистолеты с пластиковыми желтыми пульками

Они, даже отскакивая от стен, могут очень сильно глаз повредить. 

Опасны любые вещи, которые теоретически могут ударить по глазу. Может быть, вы не купили такую игрушку, но в песочнице другой ребенок играет с ней — это может быть очень опасно.

— Про что еще надо понимать, что это потенциально опасно?

— Пистолеты, пробки от шампанского, которые вылетают и бьют по глазу. Это очень плохо кончается, как правило.

— Ого!

— Кошки царапают глаз — очень плохо. Нельзя позволять детям мучить кошек, потому что кошка в ответ царапает.

Просто какие-то удары — теннисным мячом, например, я видел. Удар подтяжкой — подтяжка отлетела и по глазу, были серьезные последствия. 

— Глаз совсем сложно починить?

— Большинство обращений с травмой проходят благоприятно. Глаз настолько прочный, что он все выдерживает. 

Но те же самые пистолетики вызывают кровоизлияния, которые могут привести к отслойке сетчатки, к разрезанию стекловидного тела, а это уже тяжелая патология. Воспаление внутри глаза — его может в том числе вызвать царапина кошки. <…>

Ребенок не различает цвета. В чем причина?

— Про неразличение цветов, дальтонизм что родителям надо понимать?

— Чтобы они этим не заморачивались. Обычно за цвета отвечают колбочки. Это клетки, которые находятся в сетчатке, также отвечающие за зрение вообще. Мы видим четко благодаря колбочкам.

Есть три типа колбочек — красные, зеленые, синие. Они могут сломаться, но, как правило, настолько незначительно ломаются, что ребенок не различает какие-то оттенки. 

Если ребенок вообще не различает цвета, то, скорее всего, он либо их не знает, либо путает.

Если у вас пропадает восприятие цвета — это заболевание, которое называется ахроматопсия. Когда его диагностируют у ребенка, то в первую очередь он плохо видит. Когда нет колбочек, возникает потребность пользоваться палочками, а палочки могут работать только в сумерках — возникает выраженная светобоязнь. Ребенок с ахроматопсией не различает цветов вообще, он видит мир как пересвеченную черно-белую пленку. Это крайне редкое заболевание.

С ахроматопсией связана интересная история. В XIX веке остров в океане, который называется Пингелап, подвергся шторму. После него на острове остался один мужчина и около 20 женщин. Получилось так, что следующие поколения вынуждены были вступать в брак со своими братьями и сестрами, что привело к распространению гена ахроматопсии. Благодаря этому на Земле появился остров, на котором большинство населения не различает цветов. Спустя некоторое время из-за того, что это изолированный остров и что рецессивные гены бродили в этой популяции, появилось огромное количество людей, которые вообще не различают цветов, у которых выражена светобоязнь.

Есть редкая ситуация, которая тоже может быть интересна. Женщины имеют две X-хромосомы, а гены, которые кодируют восприятие цвета, у них дублируются. Если у женщин есть незначительные мутации этих генов, то они могут различать гораздо больше цветов, чем остальные люди. 

Есть женщины среди нас, которые различают цвета и оттенки в миллион раз лучше, чем остальные люди на Земле, но они этого не знают, потому что не могут это обсудить. Язык не подразумевает обсуждения того, как мы видим. Сколько есть названий цветов?

— Цвет бледной жабы, цвет влюбленной жабы. Я знаю много. Даже есть цвет пепси, по-моему.

— Это просто любопытные факты, для жизни они мало значения имеют.

— Если ребенок в три года путает названия цветов, то надо их больше повторять?

— Он их просто не знает. Крайне маловероятно, чтобы ребенок грубо не различал цвета. Тогда у него должен быть нистагм в глазах (неконтролируемые ритмичные движения глазных яблок. — Примеч. ред.), светобоязнь и проблемы со зрением.

У людей с ахроматопсией первая жалоба — ребенок плохо видит. У меня был 16-летний пациент с ахроматопсией и атрофией зрительных нервов. Я поставил диагноз «ахроматопсия» и сказал его маме: «Ваш сын не различает цвета». Она ответила: «Он все отличает, просто не помнит, как они называются». Ему 16 лет, умственно сохранный ребенок. Ну, правда, он просто не различает.

— Часто вы видите у родителей такое отрицание: «На самом деле он все видит, это просто…»?

— Очень часто. Это связано с тем, что мы должны видеть 10 строчек в кабинете окулиста.

Если вы видите 4 строчки, а не 10, то на бытовом уровне ваша жизнь ничем не отличается. 

Ребенок будет точно так же бегать, прыгать, видеть пылинку на полу и самолет в небе, но четыре строчки — это не норма, нужно видеть 10.

Родителям нужно понять, что иногда разглядеть пылинку на полу намного сложнее, чем надпись вдалеке, потому что острота зрения — гораздо более сложная функция. Они думают, что у ребенка все хорошо, поэтому не нужно ничего делать.

Есть много мифов, они подтверждаются «литературой». Например, что очки — это костыли, что нужно их избегать. Родители часто отрицают назначенное лечение, рекомендации врача и саму ситуацию, даже, бывает, находят того, кто подтверждает их мнение на этот счет. И потом просто теряют время.

— «Очки не будем носить, будем делать гимнастику для глаз».

— Что-то такое. Остеопатия, знаете, такое бывает?

Как Вадим Бондарь стал офтальмологом

— Помните момент, когда вы поняли, что хотите заниматься глазами?

— Я и сейчас немного жалею, что не занимаюсь всем остальным, потому что медицина — вообще очень интересная вещь. Я сначала хотел быть педиатром, но потом меня заинтересовала и генетика, и отчасти хирургия. 

В итоге я пришел в офтальмологию, потому что там была и педиатрия, и генетика. 

Сейчас осталось то, чем я занимаюсь — это в основном генетические заболевания, редкие генетические заболевания и общая офтальмология — такие у меня практические занятия сейчас. Просто очень интересно.

— Сколько вам было лет, когда вы решили стать врачом?

— Мне было лет 17. Я думал, кем я буду. Либо фундаментальным биологом, либо врачом. И я все-таки решил стать врачом, потому что до этого много читал такие книги, как «Эгоистичный ген».

Было такое издательство «Мир» в Советском Союзе, публиковало переводную литературу — молекулярную биологию, просто биологию. Это очень интересная и захватывающая литература, которая позволяет расширить свое представление о мире и понять, как он устроен. 

Поэтому мне хотелось быть фундаментальным биологом. Но когда я к этому ближе подошел, начал понимать, что клиническая медицина может недалеко отходить от этого, может быть сильно имплементирована в биологию и во все исследования — безграничная специальность. 

Вадим Бондарь

— Были занятия, какие-то кружки биологические? Вы сами читали?

— Мы читали. У меня был приятель, который поступил на биофак, потом уехал в Соединенные Штаты Америки, у нас были одни книги на двоих, потому что они стоили дорого. По-моему, в районе метро «Рижская» или «Алексеевская» было издательство «Мир», и мы шли туда пешком, покупали там книги, потому что они там были дешевле, чем в книжном магазине, но все равно это было дорого. Эти книги мы читали, этого было достаточно.

— Интересно. Из детей у вас кто-то интересуется биологией?

— Сейчас старший сын поступает в мединститут.

— Как вы к этому выбору относитесь?

— Я считаю, что это очень хорошая профессия.

— Как это у него произошло, что повлияло?

— Я думаю, что он смотрит на меня в этом плане. Когда сын был маленький, мы очень часто обсуждали вопросы биологической эволюции, это тоже очень интересный раздел. У меня есть книга, которая посвящена эволюции органов зрения. Когда я рассказывал, ребенок в это вовлекался. Наверное, в нем это осталось, и сейчас он тоже хочет стать врачом.

— У вас много книг для родителей?

— Для родителей сейчас две. Одна — общемедицинская, я бы даже сказал, научно-популярная.

Книги Вадима Бондаря:

«Дальнозоркость у детей. Книга для родителей» (2022)

«Про зрение для ответственных родителей» (2021)

«История зрения: путь от светочувствительности до глаза» (2020)

— К чему у сына интерес сейчас?

— Непонятно, пока просто поступает, сейчас только сдали документы (интервью состоялось в июле 2022 года. — Примеч. ред.).

— Волнительный момент. У своих детей вы за чем следили, когда речь шла о глазах?

— Мой средний ребенок носит очки, у него дальнозоркость выше нормы. 

Не надо зацикливаться на глазах, есть другие проблемы, которые важно не пропустить. — Выдыхаем и спокойнее?

— Выдыхаем и спокойнее?

— Да.

Фото: freepik.com, pexels.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Немного истории

Самая первая таблица проверки остроты зрения была разработана нидерландским офтальмологом Херманном Снелленом в 1862 году. До этого многие окулисты пытались составить нечто подобное, но проверять по ним глаза было сложно и результаты были сомнительными и недостоверными. Эта же таблица показывала отличный результат. Она до сих пор используется в англоязычных странах. Только в ней за единицу измерения берут не метры, а футы и проверка идет с 6 метрового расстояния.

В СССР это была самая распространенная методика диагностики остроты зрения. Ее модификации используются по сей день в постсоветских странах. Самые известные из них — проверочная таблица Сивцева и его учителя Головина. Ведь даже сейчас невозможно отказаться от испытанного и простого способа определения остроты зрения — при помощи специальных таблиц, которые были разработаны еще в 1923 году. Примерно тогда же была создана и таблица для не умеющих читать детей.

Сейчас существуют современные методы компьютерной диагностики, при помощи которой офтальмологи ставят точные диагнозы и определяют любые проблемы глазного яблока. Система диагностики та же — человеку надевают специальные очки с виртуальным экраном вместо линз, на котором возникают изображения букв, человеку остается лишь называть их.

Задние парты: плохо или хорошо

Вместе с тем задние парты напротив многих детей привлекают. Они находятся далеко от учителя, поэтому имеют относительно больше свободы. Постепенно школьники раскрепощаются, начинают играть в игры, сидеть в Интернете через мобильные телефоны или планшеты и занимать другими делами, не связанными с обучением. В итоге учитель жалуется родителям на невнимательность, неусидчивость и неуспеваемость школьника.

Однако в чем суть вопроса? Ребенок не виноват, что у него высокий рост. Он может быть одаренным учеником, постоянно отвечать на уроках, стабильно делать домашнюю работу. Тем не менее он начинает отставать в учебе. Ему может быть не слышно учителя, не видно написанного на доске или плакате. Некоторые дети считают, что педагогу важны больше другие ученики, а не они, поэтому принципиально отказываются учиться, впадают в депрессию или становятся обозленными на окружающих.

В школах за первыми партами сидят преимущественно отличники и ученики с плохим зрением со справкой от окулиста. Однако психологи утверждают, что за передними столами должны также сидеть и отстающие по учебе школьники. Таким образом они будут в гуще обсуждения на уроке, находиться перед глазами учителя, сидеть рядом с отличниками и равняться на них.

Бывают дети, которые по своей натуре неусидчивы и рассеяны. Им строго противопоказаны последние парты. На успеваемость ребенка в школе влияют неврологические факторы – это доказано наукой

Рассеянного школьника нужно постоянно держать в узде, обращать его внимание на доску, напоминать, что он находится на уроке. Есть балованные дети, которых нужно заставлять учиться

Сделать это с последней парты просто нереально.

Нередко дети младших классов сталкиваются с дефицитом внимания. Если посадить их на заднюю парту, то они могут замкнуться в себе. Это прямым образом скажется на успеваемости. Также последние парты противопоказаны школьникам с мозговыми дисфункциями. Если они минимальны, то ребенку разрешено обучаться в обычной школе, иначе речь должна идти о специализированной или коррекционной.

Операция по коррекции зрения — это безопасно?

— Что сейчас мы понимаем про операции на глазах? Насколько это безопасный выбор?

— О безопасности этих операций есть очень интересный факт, который сам за себя говорит. Среди людей всех профессий, которые делают плазменную хирургию, много летчиков и других специалистов, которым требуется 100% зрение. Но одна из самых больших групп — лазерные хирурги. Это те люди, которые видят все подводные камни, все осложнения, знают, как все меняется с годами. Они делают эти операции себе очень часто. Чаще, чем офтальмологи, которые не занимаются лазерной хирургией.

— Ведь много офтальмологов в очках.

— Офтальмологи и люди других профессий в очках, потому что у них может быть слабая близорукость. Как ни странно, она может быть удобна для жизни, потому что вы не напрягаетесь для близи, когда вам 40–45 лет. Если вы работаете педиатром и вам нужно рассматривать сыпь на животе у ребенка, либо вы работаете стоматологом и смотрите кариес, очень удобно быть близоруким человеком.

Если у вас нет близорукости, у вас нарушается аккомодация с возрастом, например, как у меня — вы вынуждены пользоваться очками для чтения. 

— Вы носите очки для чтения?

— Да. У меня еще с детства дальнозоркость, я не ношу линзы. Могу читать без очков, но для меня это стоит какого-то напряжения. А в очках делаю это легко.

— Есть какой-то процент риска при операциях на глазах? 

— Процент? Конечно, какой-то есть, да. Может и потолок рухнуть в операционной. 

В общем-то, считается, что это одна из самых безопасных операций в хирургии вообще

Как правило, риски связаны с человеческим фактором — это грубые ошибки, когда не учли что-то важное. Допустим, перепутали правый глаз с левым

— Насколько долго эффект сохраняется?

— Навсегда. Просто у людей с годами снижается зрение по каким-то другим причинам, а они считают, что это связано с хирургией. Если вы убрали близорукость, это вас не защищает от других проблем, тех же возрастных нарушений аккомодации, возрастной дегенерации сетчатки, глаукомы и всего остального. Но люди будут говорить: «Мы сделали операцию, поэтому так произошло». Нет, это не связанные вещи.

Проверка зрения

При проверке зрения обследуемый садится на стул за 5 метров от таблицы. Окулист указывает ему на буквы, начиная с самого первого ряда, постепенно опускаясь ниже, пока не дойдет до десятой строки, что соответствует показателю 1,0 или 100%.

Обследуемый закрывает один глаз, называет буквы. Аналогично проверяется острота зрения и на втором глазу.

В случае, если человек не может назвать буквы, врач поднимается вверх по строчкам, пока пациент не начнет уверенно называть все буквы.

Когда с расстояния в 5 метров обследуемый не видит и самую верхнюю строчку, он начинает постепенно приближаться к ней — каждый раз на полметра ближе, пока не увидит ее совершенно четко. Для расчета зрения используется формула

V = d / D

V — острота зрения

d — расстояние, с которого проводится исследование;

D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.

Допустим, человек видит верхнюю строку с 3 метров. Тогда подставляем величины в формулу, и получаем зрение 0,06.

Таблица Сивцева для проверки зрения используется в многочисленных инструментах для самоконтроля с текстами. Это таблички небольшого размера, которые человек читает на расстоянии вытянутой руки. Если соблюдать все рекомендации, эти таблицы дают достаточно точный результат. Благодаря им можно вовремя выявить нарушения зрения и обратиться к окулисту.

Также для самопроверки делают таблички со связным текстом. Хоть они и разные, но проверка идет по одному и тому же принципу. Они продаются с подробной инструкцией, чтобы ни у кого не было проблем как проверить зрение по таблице Сивцева.

Как выглядит таблица Сивцева

Таблица Сивцева состоит из двух частей с напечатанными буквами и знаками. В каждой части по 12 рядов, от самых крупных в первом, до самых мелких в нижнем, 12 ряду.

Несмотря на разницу, все буквы выполнены одинаковым шрифтом, их высота равна ширине и линии букв в каждом ряду одинаковы по толщине.

Всего в таблице используется семь букв — Ш, Б, М, Н, К, Ы, И, написанных в различной последовательности. Самые крупные — в верхней строчке, их размер составляет 70 мм.

Во второй строке размер букв в два раза меньше, В третьей еще мельче. Буквы уменьшаются в размерах, в то же время увеличивается их количество в строке. Расстояние между буквами в каждом ряду также одинаковое. В самой нижней строчке размер букв составляет всего 7 мм, человек со 100% зрением должен увидеть их с расстояния 2,5 метров.

В каждой строке буквы имеют одинаковую ширину и толщину линий, их можно полностью вписать в квадрат. Правильная и качественная таблица отпечатана на белой матовой бумаге, буквы только черные.

Нормальным считается зрение, когда человек обеими глазами с 5 метров видит десятую строку.

Справа и слева от букв указаны некоторые величины:

  • Справа обозначены буквой V — эта величина определяет условную единицу, с которой человек может прочитать букву с расстояния в 5 метров. Величина колеблется от 0,1 — если виден только верхний ряд до 2,0 — если различим самый нижний.
  • Слева обозначены буквой D — она обозначает расстояние, с которого человек с нормальным зрением должен различить данную букву. Для самого нижнего ряда это соответствует 2,5 метрам, для верхнего — 50 метров.

Таблица Головина немного отличается и дает более объективный результат. В ней вместо букв указаны кольца с разрезом на одной стороне. Надо рассмотреть, с какой стороны оно разорвано. Если в случае с буквами человек может догадаться по конфигурации, что именно ему показывает врач, то с кольцами это сделать практически невозможно.

Таблицу Головина используют в случае, если у врача имеются сомнения при проведении диагностики с таблицей Сивцова.

Как понять — ребенок ленится или у него проблемы со зрением?

— Гимнастика может сработать, например, в случае спазма?

— Да, при недостаточности конвергенции. 

Недостаточность конвергенции у детей — это неспособность удерживать оба глаза на объекте фиксации при работе на близком расстоянии. И это та проблема, при которой со зрением все хорошо, но неуспеваемость в школе возникает именно из-за него.

Конвергенция — это движение глаз к носу. Когда происходит конвергенция, мы смотрим вблизи. Когда мы смотрим вблизи, глаза сдвигаются к носу. Почему? Потому что подносим предмет близко.

Ребенок читает, глаза съезжаются к носу. В таком положении он не может удерживать глаза, и один начинает отъезжать в сторону. Ребенку дискомфортно, иногда даже кажется, что строчка поднялась и разъехалась. Он говорит: «Я устаю, мне тяжело». Появляется неусидчивость.

Родители могут это проверить сами. Надо попросить ребенка следить за пальцем, чтобы он провожал взглядом, пока палец продвигается к носу. Это надо делать медленно. Если вы видите, что глаза съезжаются, а потом один глаз отъезжает в сторону — то же самое происходит, когда ребенок читает. Это называется недостаточность конвергенции. 

Избыточная конвергенция есть, это можно посмотреть в сети — есть упражнения с карандашом, когда на карандаше мы пишем какие-то слова, и ребенок должен читать и удерживать карандаш близко-близко, чтобы карандаш не раздваивался, потому что у ребенка двоение возникает от напряжения вблизи — глаз отъезжает, не может удерживаться.

Эта ситуация лечится гимнастикой. 

— Так просто проверить, получается?

— Да. Проблема — про детей думают, что они просто ленивые, а они просто не могут фокусировать зрение длительное время, а по таблице видят 10 строчек. Поэтому окулист говорит: «У вас нет проблем. До свидания». <…>

Как лечить ячмень

— Ячмень — что с ним делать? До сих пор очень многие лечат его народным методом — плюнуть в глаз.

— Это антинародный метод, можно сказать, потому что плевать в глаз нельзя. Это может быть чревато инфекциями, не стоит этого делать.

Нужно обратиться к офтальмологу или педиатру. Иногда врачи прописывают антибиотики. Если это незначительный ячмень, то местно, а если очень много ячменей и обширно, то могут даже системно антибиотики назначить. Иногда ячмень даже вскрывают. Но обычно ячмень сам по себе проходит.

— Зеленкой не мажут?

— Нет. Зачем? Не надо, он сам по себе обычно проходит. Можно помочь антибиотиками, чтобы не распространялся.

Что влияет на зрение ребенка до его рождения

— Вадим, есть ли какая-то вещь, которую вам хотелось бы донести до всех родителей, которую на каждом приеме хочется повторить?

— Есть огромное количество вредных факторов, которые действуют на ребенка до его рождения. Например, употребление алкоголя во время беременности приводит к огромному спектру патологий нервной системы, в то же время затрагивает и зрительную систему. Существуют исследования, которые показывают, что курение матери во время беременности значительно увеличивает риски некоторых типов косоглазия и аномалий рефракции. 

Пациенты верят стереотипам, что для зрения вредно смотреть в компьютер, читать книжки

Но есть более вредные вещи, на которые стоит обращать внимание

Например, люди работают бухгалтерами и говорят: «Мы слепнем от компьютера». Но это происходит из-за других вещей — например, сахарного диабета или тех же рисков, которые приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям. 

Я бы обратился к будущим родителям: пожалуйста, не курите, не употребляйте алкоголь во время беременности. 

— Бокал красного вина можно?

— Во время беременности — нет. Нет безопасной доказательной дозы алкоголя. 

За рубежом люди, родившиеся с фета-алкогольным синдромом (фетальный алкогольный синдром — это последствие употребления алкоголя матерью во время беременности. — Примеч. ред.), и матери, родившие детей с этим диагнозом, создали общественную организацию. Они выпускают ролики о том, что нельзя употреблять алкоголь во время беременности.

Фета-алкогольный синдром — это причина номер один задержки развития в Соединенных Штатах Америки. И эту задержку развития можно было бы предотвратить. 

Зрительная система неразрывно связана с мозгом и с его развитием

Важно, чтобы родители вели здоровый образ жизни и были примером для своих детей. Это более значимый фактор для зрения, чем «мы не даем ребенку айпад». 

— Когда у новорожденных детей смотрят глазное дно, что проверяют?

— Когда доктор смотрит глазное дно, он видит глаз, зрительный нерв и сетчатку. Проверяет, есть патология или нет. Иногда на глазном дне бывает кровоизлияние, это вариант нормы.

Серьезные проблемы со зрением бывают у глубоко недоношенных детей

Важно, чтобы вы были здоровы, потому что иногда именно от вас это зависит. Бывает, что от природы, но не всегда

Как замедлить развитие близорукости

— Можно ли повлиять на развитие близорукости, миопии? Очки-тренажеры, упражнения, когда ты смотришь на стекло, потом дальше…

— Как на сегодня можно повлиять на развитие близорукости:

  1. Увеличить время прогулок.
  2. Вовремя ложиться спать. Есть исследование, которое показывает: чем дольше спят подростки, тем больше шансов, что у них будет хорошее зрение. Это тоже связано с освещением, скорее всего.
  3. И лечить близорукость — капли атропин в низкой дозировке и линзы, которые способствуют правильному фокусу на периферии сетчатки. В основном это контактные линзы. Существуют и дневные, и ночные. 

Есть теория роста близорукости. У нас есть центральное и боковое периферическое зрение. Второе чувствительно к дефокусу, который мы не замечаем. Если этот дефокус относительно дальнозоркий, то близорукость растет. Поэтому современные контактные линзы, которые призваны замедлять рост глазного яблока, создают на периферии избыточную близорукость, и глаз замедляет свой рост.

Поэтому из методов лечения наиболее важны капли атропин и линзы, которые должны создать периферический дефокус.

— Правильно ли я понимаю, что атропин сейчас в России не применяют по стандартному протоколу, их сложно получить?

— Да. Но офтальмологи их используют. Капли атропин безопасны и эффективны, согласно многим исследованиям. Кроме того, если брать англоязычное информационное пространство, то капли атропин — одно из самых обсуждаемых средств по стабилизации близорукости. 

В большинстве случаев близорукость вообще не стоит замедлять. 

Почему? Потому что в капли и контактные линзы вы будете вкладываться либо деньгами, либо временем, либо избыточной суматохой. В то же время близорукость начинается и заканчивается. Есть возраст, после которого она останавливается в какой-то конечной цифре. 

Допустим, у вас близорукость –3, вы пришли к офтальмологу, когда у вас –1,5. Вам рекомендовали капли и ночные контактные линзы. И вы 4–5 лет их носите. У вас вместо –3 будет –2,75–2,5. Вы много вложили, а получили мало. Формально это правильно, мы помогаем. Какие-то риски будут значительно меньше, но надо понимать, что эти риски из минимальных становятся мизерными. <…> Не всю близорукость нужно лечить. 

Всегда нужно оценивать, действительно ли стоит уделять столько времени прогулкам, если у ребенка самое главное в жизни — музыка, рисование, спорт, который он любит? А мы говорим: «Надо изменить свой образ жизни». Он сделает это, но потеряет что-то другое. Не надо зацикливаться только на наших глазах.

— Не хочется, чтобы дети были в очках…

— Если вы с близорукостью, то уже в очках. Очки — это не самое большое зло.

3 главные проблемы со зрением у дошкольников

— На что родителям дошкольников надо обращать внимание? Когда точно нельзя пропустить плановый осмотр, а в каком случае стоит срочно обратиться к врачу?

— Профилактический осмотр подразумевает, что у вас нет никаких жалоб, вы ничего не подозреваете. И обращаетесь к врачу для того, чтобы выявить патологию, которую вы и ваши родственники не видите. Если у вас есть какие-то жалобы, это уже не профосмотр — вы идете на прием тогда, когда они появляются. 

Ребенка в один год важно привести на осмотр к офтальмологу с каплями, которые расширяют зрачки. Самая частая проблема, которую пропускают врачи — это патология рефракции

Весь окружающий мир проецируется на глазное дно, как на пленку в фотоаппарате, благодаря линзам, которые находятся в глазу. Эти линзы обладают таким физическим параметром, как рефракция — преломляющая сила. Она должна соответствовать возрастной норме. Если она не работает нормально, то могут возникнуть патологии дальнейшего развития зрения, включая «ленивый глаз» или косоглазие. Эти аномалии оптики надо выявить. 

Думаю, что хорошо бы у всех детей проверить эту рефракцию в возрасте от 10 до 16 месяцев. 

— С этим дальше что-то надо делать или, скорее, наблюдать?

— Нужно выписать очки как можно быстрее. Если пропустить дальнозоркость выше нормы, то могут возникнуть такие проблемы, как косоглазие и «ленивый глаз» (амблиопия, или «ленивый глаз» — функциональное обратимое понижение зрения одного или обоих глаз. — Примеч. ред.). А это уже сложнее.

Косоглазие, «ленивый глаз и дальнозоркость — это топ проблем у детей дошкольного возраста. Их надо вовремя выявить.

Критичный осмотр будет нужен в год или чуть раньше. Потом крайне маловероятна патология, которую родитель не заметит. 

Еще есть общемировая практика — фотографировать детей со вспышкой телефона, потому что она выявляет ретинобластому (ретинобластома — наиболее часто встречающаяся у детей опухоль глаза. — Примеч. ред.).

Когда мы фотографируем, от глаз идет красный отблеск. Если появляется опухоль, то он становится желто-зеленым либо белого цвета. Мы сразу видим: что-то тут не так.

Фотографируйте ребенка на телефон со вспышкой — если отблеск от глаз не красный, а желто-зеленый, белый или любой другой, нужно провериться на ретинобластому.

— Ничего себе!

— Благодаря тому, что появились цифровые фотоаппараты и смартфоны, смертность от ретинобластомы снизилась в сотни раз. Надо фотографировать ребенка обязательно и никогда не говорить, что вспышка — это вредно.

Сверху — здоровый глаз, при фотосъемке отблеск красный. Внизу — глаз с ретинобластомой, отблеск зеленоватый. Фото: Nature

— Поразительно, я не представляла, что так может быть. Ретинобластома — это единственный тип опухоли?

— Нет, не единственный, но встречается чаще других и может быть генетически обусловленным. Он опасен для жизни, а не только для зрения. Поэтому нужно быть внимательным и фотографировать.

Научный подход

В неврологии распространен термин «психология задней парты». У него есть свои принципиальные особенности. Психологи уверены, что часть вины за неуспеваемость лежит на детях, но не менее половины вины – на самих учителях. К примеру, в классе есть неусидчивый, но одаренный ребенок. Он постоянно дергает соседа, отвлекается задние ряды и т.д. Учитель решает проблему переводом ученика на заднюю парту, где он должен сидеть отдельно.

Что происходит в итоге? Ученик замечает, что он отстранен от внимания педагога, ему открываются новые возможности времяпрепровождения. Если он неусидчивый, то он и с задней парты будет мешать окружающим. Однако теперь его будет сложнее заставить учиться. Свобода действий быстро укореняется в уме ребенка. В итоге своим поступком учитель непреднамеренно снизил успеваемость учащегося, который подавал большие надежды.

И все же в каждом классе есть дети, которые сидят за последней партой. Кому-то такая роль обязательно достается. Задача учителя в мотивации этих учеников, в максимальном вовлечении их в учебный процесс. Чтобы школьники на последних партах не засыпали и не отвлекались, нужно регулярно к ним подходить, общаться с ними. С задних рядов не всегда все слышно, так что педагогу рекомендует громче и четче объяснять материал.

Обмануть окулиста? Зачем?

Иногда возникает ситуация, когда человеку по той или иной причине хочется «обмануть» врача офтальмолога. Испытуемый задается вопросом, как выучить таблицу Сивцева, чтобы быть на приеме «во всеоружии». Например, очень хочется получить водительские права. Или по другой причине.

Начать с того, что «выучить» таблицу вы, конечно же, можете. Методом зазубривания. Только это будет совершенно лишняя информация. Во первых, кроме самой таблицы врач у вас проверит и состояние глазного дна и ваш обман раскроется через пять минут прямо в кабинете, вам будет неудобно. Кроме того, ездить за рулем с плохим зрением без очков просто опасно. Кроме того, автомобиль — не самолет, для водителей допускается определенный порог, при котором он может водить машину в очках. И если вы носите очки, то и не права должны фотографироваться в очках.

То же самое можно порекомендовать и относительно других поводов «обмануть» врача. Это сделать практически никогда не удастся, опытный врач уже по тому, как вы на него смотрите, может более-менее точно определить остроту вашего зрения.

И если уж вы твердо решили ввести врача в заблуждение, вам придется еще выучить таблицу Головина, Орловой, несколько других плюс компьютерные программы проверки зрения, чтобы везде обманывать одинаково.

Стоит ли это делать? Вы только себя обманете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: