Кризис рождения
Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.
Случай из практики.
Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.
Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.
«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.
Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка
Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.
Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет:
Малыш начинает выражать свои чувства, желания
Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.
В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.
Рекомендация:
С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.
Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.
Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Кризис 1 года
Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми
Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей
Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»
Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.
Случай из практики.
Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы
Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо
Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.
Как правильно вести себя родителям при наступлении пубертатного периода
Завершая эту статью, дадим несколько рекомендаций родителям,
ведь именно от выбранной ими линии поведения будет зависеть, как подросток
пройдет пубертат. Есть несколько советов:
Следите за изменениями в организме своего
ребенка
Обратите внимание на появление признаков полового развития по возрастной
градации. При этом не давите слишком сильно, не заставляйте ребенка делиться
тем, что он не хочет афишировать
Многие дети в этом периоде сильно стесняются
своего тела и происходящих с ним изменений.
Относитесь к перепадам настроения терпимее. Помните, что чаще всего они связаны с гормональной перестройкой и общим раздраженным психологическим состоянием. Не стоит устраивать скандалов, кричать, сильно давить на ребенка своим авторитетом.
Помогите справиться с изменениями по мере сил. К
примеру, если у ребенка появилось акне, жирная кожа, сводите его к косметологу,
выберите препараты для ухода за дермой. В таком случае активность
распространения прыщей можно будет заметно уменьшить. Это спасет от многих
комплексов.
Создайте с подростком доверительные отношения и
научитесь говорить открыто. Помните, что он взрослеет и подсознательно видит в
вас своего защитника и старшего товарища. Нельзя разочаровать человека в этот
период. Показывайте, что вы можете открыто обсудить все темы, в том числе,
связанные с отношением полов, сексом. Не помешает подробно рассказать про
методы контрацепции, купить их для подростка, потому что многие стесняются
делать это сами.
Не бойтесь водить ребенка к психологу
В
пубертатном периоде, когда многие испытывают сильное психологическое давление и
пытаются отгородиться от мира, это особенно важно. Школьные психологи со своими
задачами не справляются, а сторонний специалист поможет избавиться от многих
проблем.
Помните о важности внимания к своему ребенку без излишнего
контроля и навязывания авторитета. Присмотритесь, как меняется подросток, его
тело, психика, окружение
Часто именно мягкая, ненавязчивая внимательность
помогает справиться со многими проблемами вроде попадания в плохую компанию, комплексов,
сильного стресса, школьной травли и другими.
Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает
Объяснение должно быть доступным — по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.
Ребенок раздраженную речь слышит «не тем местом». Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.
Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.
Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.
Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.
Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.
Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.
Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.
В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.
Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет
Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться
Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть
Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то впоследствии он долго не будет становиться предприимчивым и самостоятельным.
Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей
Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский .
Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):
- Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
- Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
- Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
- Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
- Кризис подросткового возраста в 13 лет.
Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.
Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.
Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.
В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.
В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.
Рекомендации для родителей
В кризисные периоды важно уделять ребенку достаточно внимания. Обнимайте, берите на руки, разговаривайте, объясняйте, интересуйтесь открытиями своего крохи.
Не стоит ограничивать ребенка в движениях — это может спровоцировать истерику
Старайтесь не забирать все предметы, которые малютка захочет схватить, — таким образом он формирует сенсорный опыт, необходимый для развития.
Уберите повыше все запрещенные предметы и дайте ребенку возможность исследовать безопасное пространство.
Помните, что кризис — временное явление, которое требует от родителей терпения, мудрости и спокойствия.
Рост, развитие и адаптация вашего малыша к условиям окружающего мира — сложный, но одновременно интересный и важный процесс. Главное — не впадать в панику и не ругать своего ребенка за плохое поведение
В периоды детских кризисов и скачков роста важно дать своему крохе любовь и поддержку, это будет для него самой лучшей помощью в преодолении трудностей взросления
Пять периодов развития речи по Выготскому:
-
Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
Этот же период характерен развитием моторики. -
Знакомство с буквами: 3-4 года.
Начало осознанной речи. -
Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма. -
Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
Письмо и чтение. -
Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
Развитие воображения. Восприятие культуры.
Таким образом, можно отметить, что сенситивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать.
Также Выготский ввел в детскую психологию понятия «зона ближайшего развития». Как считал ученый, это «область созревающих процессов», которые также можно назвать «почками развития». Такая зона ставит перед ребенком задачи, которые он может решить только с помощью взрослого, а обучение, по мнению Выготского, должно подтягивать ребенка и вести за собой развитие. Это положение в итоге стало аксиомой в педагогике и детской психологии.
Понятие сенситивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори
Границы сенситивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.
Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка
Сензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.
Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.
У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам
Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде развития языка (а именно — чтения)
Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием. Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.
Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Дошкольники много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом ребёнок неосознанно готовит руку к письму.
Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д. Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат прописывать буквы. Но в результате такой подход демотивирует по отношению к письму.
Если в момент деятельности ребёнка прерывают или мешают его деятельности, он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Он не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.
Иногда родители неуважительно относятся к детской деятельности, считая, что она не так важна, как их дела. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.
Например, так происходит, когда съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для него: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй». Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».
Удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительность занятия, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.
Ребёнок в сензитивном периоде легко учится, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и просто не происходит.
Если ребёнок учится ходить в сензитивный период, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев. Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.
После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. В период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.
Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью носит эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает. И уже если вы предложите ему принести что-то тяжёлое, он откажется.
Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Как проявляется кризис первого года жизни
Возраст одного года является одним из самых «проблемных», так как в этот период жизни ребенка появляются первые значимые капризы и недовольства
С освоением ходьбы внимание малыша начинают притягивать вещи, которые для него небезопасны, а потому запрещены. Регулярно получая отказ, кроха начинает выдавать «эмоциональные взрывы»: становится агрессивным, обижается, бросается на пол и заливается слезами
Другое проявление кризисного этапа — нежелание отпускать маму. Малыш постоянно просится на руки, виснет на шее, ревнует маму к тем, кто вступает с ней в контакт.
Помимо прочего, для переломного периода первого года жизни характерны нарушения циклов сна-бодрствования, чувства голода-насыщения, а также эмоциональные аномалии — повышенная обидчивость, плаксивость.
Одни из важных приобретений крохи к первому году жизни — первые шаги и первые слова. Дети начинают самостоятельно передвигаться с 5-6 месяцев — сначала по-пластунски, потом на четвереньках, а затем, ближе к 10 месяцам, начинают вставать с опорой и совершать первые шаги.
Речь малюток часто понятна только близким взрослым, слова носят указательный характер — «Дай!», «Мое!». Кроме этого, у малыша проявляется самостоятельность и формируется осознание своего «Я».
К концу этого кризисного периода дети приобретают:
- автономную речь — эмоциональную, многозначную;
- ощущение самостоятельности, индивидуальности;
- произвольные движения, жесты;
- осознание границ — что можно, а что нельзя.
По мере того как происходящие изменения становятся более сложными, ребенку требуется больше времени для адаптации к ним, поэтому периоды перепадов настроения могут продолжаться от 1 до 6 недель. Степень выраженности переходных этапов индивидуальна — бывают случаи, когда родители даже не замечают перемены настроения у ребенка.
Подростковый возраст
Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».
Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.
Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.
Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.
Подростковый период (13-16 лет)
В этот период происходит бурный рост, возмужание, развитие вторичных сексуальных признаков. Фаза биологического созревания совпадает с фазой развития новых интересов и разочарование прежними привычками и интересами.
При этом навыки и сложившиеся механизмы поведения не меняются. Возникает, особенно у мальчиков, острые сексуальные интересы, как говорят начинают «шалить» гормоны секса. Начинается процесс мучительного расставания с детством.
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит ослабление связей с семьей.
Основные новообразования:
- формируется концепция «Мы» — происходит деление на сообщества «свои — чужие». В подростковой среде начинается деление территорий, сфер жизненного пространства.
- образование референтных групп. В начале формирования это однополые группы, со временем они становятся смешанными, далее компания делится на пары и состоит из взаимосвязанных пар. Мнения и ценности группы, практически всегда оппозиционные или даже враждебные взрослому миру, становятся для подростка доминантными. Влияние взрослых затруднено в силу закрытости групп. У каждого члена группы отсутствует критичность к общему мнению или мнению лидера, инакомыслие исключается. Изгнание из группы приравнивается к полному краху.
- эмоциональное развитие проявляется чувством взрослости. В некотором смысле оно еще ложное, необъективное. Фактически, это только тенденция к взрослости. Проявляется в:
- эмансипации – требовании к независимости.
- новом отношении к учению – стремлении к большему самообразованию, причем, полное безразличие к школьным оценкам. Часто возникает несоответствие интеллекта подростка и оценок в дневнике.
- появление романтических отношений с представителями другого пола.
- изменение внешнего облика и манеры одеваться.
В эмоциональном плане подросток испытывает большие трудности и переживания, чувствует себя несчастным. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность.
Игры ребенка трансформировались в фантазию подростка и стали более творческими. Это выражается в сочинении стихов или песен, ведении дневников. Фантазии детей обращены вовнутрь самого себя, в интимную сферу, и скрываются от окружающих.
Насущная потребность в этом возрасте – понимание.
Родительские ошибки воспитания подростков – эмоциональное отвержение (безразличие к внутреннему миру ребенка), эмоциональное потворство (ребенка считают исключительным, ограждают от внешнего мира), авторитарный контроль (проявляется в многочисленных запретах и излишней строгости). Еще более усугубляет кризис подросткового возраста потворствующее невмешательство (отсутствие или ослабление контроля, когда ребенок предоставлен сам себе и полностью самостоятелен во всех решениях).
Подростковый период отличается от всех этапов развития ребенка, проявляются все аномалии личностного развития, зародившиеся и развившиеся ранее, и выражаются в поведенческих (чаще у мальчиков) и эмоциональных (у девочек) расстройствах. У большинства детей расстройства проходя самостоятельно, но некоторым требуется помощь психолога.
Кризис новорожденности
Его причинами являются катастрофические изменения условий жизни младенца после рождения. У малыша формируется новый тип питания, дыхания, устанавливается терморегуляция и запускаются врожденные механизмы выживания — безусловные рефлексы3.
Процесс психологической адаптации крохи полностью зависит от родителей, поэтому в первый месяц жизни важно обеспечить ему ощущение безопасности — чаще брать на руки, обнимать, гладить, целовать, смешить, поддерживать зрительный контакт и прикладывать к груди по требованию. К концу переходного этапа у малыша формируются:
К концу переходного этапа у малыша формируются:
- комплекс оживления: замирание и сосредоточение на предметах и звуках, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление, радостные вскрики;
- привязанность — кроха узнает близких, улыбается им3.
Следующим серьезным переходным периодом становится возраст около года.
Дошкольное детство (3-7лет)
В этом возрасте ребенок в игре переходит от простого манипулирования предметами к сюжетной игре – во врача, продавца, космонавта. Детская психология отмечает, что на данном этапе начинает появляться ролевая идентификация, разделение ролей. Ближе к 6-7 годам появляются игры по правилам. Игры имеют большое значение в психическом и эмоциональном развитии ребенка, помогают справиться со страхами, учат брать на себя ведущую роль, формируют характер ребенка и его отношение к действительности.
Новообразованиями дошкольного возраста являются комплексы готовности к обучению в школе:
- личностная готовность;
- коммуникативная готовность означает, что ребенок умеет взаимодействовать с окружающими по нормам и правилам;
- когнитивная готовность предполагает уровень развития процессов познания: внимания, воображения, мышления;
- технологическая оснащенность – тот минимум знаний, навыков, который позволяет обучаться в школе;
- уровень эмоционального развития, умение управлять ситуативными эмоциями и чувствами.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
- громкий плач без слёз;
- резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
- чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
- требовательные интонации;
- опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
- непоседливость;
- протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
- назойливость.
3 года:
- негативизм;
- строптивость;
- упрямство;
- бунт;
- деспотизм;
- обесценивание;
- своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
- отдаление от родителей;
- патологическая, ничем не объяснимая жадность;
- вредность;
- ревность;
- необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
- не слушаются;
- хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
- не воспринимают критику;
- осознанно обижают окружающих.
Подростковый кризис:
- враждебность, конфликтность;
- грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
- стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
- вспыльчивость, импульсивность;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная чувствительность к критике.
Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.