Лечение нервного срыва
Диагностика нервного срыва включает в себя:
- Консультацию психиатра. Специалист общается с пациентом и узнает информацию о жалобах, поведенческих и физических признаках. Также врач изучает историю болезни и специфику работы.
- Психодиагностику. После оценки клинической картины назначается клиническое интервью. Вербальное и невербальное тестирование помогает определить тяжесть состояния пациента и разобраться в причинах срыва.
- Дополнительные консультации. По итогам аппаратной диагностики больному могут назначить посещение смежных специалистов.
- Аппаратную диагностику. Чтобы исключить развитие физических патологий, которые могли привести к нарушению, специалист назначает индивидуальный комплекс аппаратных исследований. В него могут входить: анализ мочи и крови, УЗИ, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ.
При нервном срыве необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью.
Если специалист обнаружит какое-то конкретное нарушение, например, депрессию, то для терапии могут потребоваться лекарственные средства. Чаще всего используются антидепрессанты (нормализуют психоэмоциональный фон) и противотревожные препараты. Также пациенту могут прописать:
- средства на основе растительных экстрактов;
- БАДы;
- витамины и минералы (восстанавливают обмен веществ, корректируют работу внутренних органов);
- антипсихотики (устраняют острую симптоматику);
- ноотропы (восстанавливают когнитивные функции мозга, повышают уровень стрессоустойчивости);
- анальгетики и ферментные препараты (купируют соматические проявления: сбой пищеварения, нарушение давления);
- успокоительные средства (устраняют тревожность, раздражительность и напряжение).
Любой медикамент назначается только после комплексного обследования. Больной должен находиться под контролем специалистов, поскольку многие средства могут спровоцировать развитие зависимости. Ошибка в дозировке может усилить проявления срыва и привести к серьезным последствиям, поэтому ни в коем случае нельзя заниматься самолечением.
Психотерапевтическое лечение нервного срыва у девушек и мужчин одинаково эффективно.
Специалист помогает устранить последствия нарушения и проработать причины его развития. Чаще всего используются следующие методики:
- Гипносуггестивная терапия. Помогает устранить психоэмоциональное возбуждение, расслабиться и закрепить на уровне подсознания установки на здоровую реакцию в условиях стресса.
- Стресс-терапия. На индивидуальных и групповых занятиях больной осваивает техники релаксации и самоконтроля. Они позволяют сохранять самообладание в напряженной обстановке и эффективно находить выход из стресса.
- Когнитивно-поведенческая терапия. Врач обнаруживает и прорабатывает разрушительные стереотипы в мышлении и поведении пациента, которые искажают восприятие действительности и усиливают напряжение. Вместо них специалист помогает выработать новые, здоровые модели поведения.
Лечение нервного срыва может проходить в стационаре или дома. Каждый пациент самостоятельно принимает решение. Если причиной срыва стала напряженная обстановка в семье, то логичнее разместить его в клинике. В других ситуациях нахождение рядом близкого человека благотворно влияет на самочувствие пациента. После завершения терапии еще 30 дней потребуется на восстановление.
Общий срок лечения срыва может варьироваться, но в среднем он составляет 30-45 дней.
Основные рекомендации по профилактике нервного срыва сводятся к следующему:
- решать конфликтные ситуации в офисе и дома на ранних стадиях;
- уменьшить рабочую нагрузку, если возникло ощущение, что не справляетесь с ней;
- строго следить за графиком отдыха и работы;
- минимизировать количество кофеина и спиртных напитков;
- отказаться от сигарет и ПАВ;
- научиться справляться со стрессом (освоить медитацию, специальные расслабляющие техники);
- регулярно заниматься спортом (нагрузки должны быть умеренными);
- чаще гулять на улице и уделять время своему хобби;
- больше общаться с родными и друзьями.
Прогноз на восстановление благоприятный. При освоении навыков психогигиены и изучения инструментов для борьбы с внешними раздражителями можно избежать рецидивов в будущем. Сочетание медикаментов с психотерапией дает максимальный результат. Лекарственные средства снижают тревожность и устраняют агрессию. Психотерапия помогает изменить отношение к внешним раздражителям и научиться спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.
Метод
В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в арт-терапии, нарисованное самим клиентом сказочное существо.
«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.
Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.
Что такое арт-терапия
Основная идея арт-терапии в том, что творческое самовыражение способствует психическому благополучию. Через творчество человек может разобраться в себе и научиться преодолевать трудности.
Арт-терапия в узком смысле использует рисование, лепку, коллажи, фото, то есть техники изобразительного искусства. В более широком смысле она включает любые виды творчества, в том числе танец, пение, музицирование, театральные постановки.
Арт-терапия детям, у которых есть поведенческие сложности и проблемы в учёбе. Помогает неизлечимо больным размышлять на сложные темы и мириться с реальностью. Используется для адаптации беженцев и людей, столкнувшихся с травмирующим опытом. Повышает самооценку при расстройствах пищевого поведения. Улучшает общее состояние пациентов с некоторыми видами психиатрических болезней.
От обычных занятий творчеством арт-терапию отличает конкретный запрос, с которым человек приходит на занятия. Клиент обращается к терапевту с определённой проблемой. И они пытаются решить её с помощью разных техник. Цели развить умение рисовать или петь у сеансов нет. Более того, арт-терапия не требует исключительных творческих способностей. Потому что её цель — не создать великое произведение искусства, а найти контакт с собственным внутренним миром.
Что такое арт-терапия
Арт-терапия – это психотерапевтический метод, использующий искусство и творчество для лечения психологических расстройств, а также для диагностики таких расстройств.
Часто понятие «арт-терапия» понимается в узком смысле – как лечение с помощью изобразительного искусства. На самом деле методов «восстановления души» средствами искусства значительно больше.
Арт-терапия, можно сказать, появилась тогда, когда она стала особенно необходимой. Впервые её описал в 1938 году художник Адриан Хилл в своей работе, посвящённой его занятиям с туберкулёзными больными в санаториях. Очень скоро идеи Хилла нашли своё применение в более серьёзных масштабах: их применяли в США для работы с детьми, вывезенными из нацистских лагерей. Нечто сходное применялось даже самими узниками лагерей: развитая культурная жизнь Терезинского лагеря всколыхнула всё мировое сообщество, при этом основным предназначением этой культуры была попытка пережить жестокие физические и душевные страдания во время нахождения в концлагере.
Первые исследователи арт-терапии основывали свои рассуждения на теориях Фрейда и Юнга. Эти учёные практически во всех внешних проявлениях человеческой деятельности, в том числе в искусстве, видели результаты скрытых психических процессов, работы подсознания. Следовательно, человеческое творчество можно использовать для выявления и лечения разнообразных психических расстройств и для устранения психологических проблем.
Сторонники психоанализа говорили, что самовыражение является исключительно важной потребностью человеческого сознания. И оно стремится изображать именно то, что переживает в данный момент
При этом чувства и желания реализуются в символическом виде – прежде всего это зрительные образы. Непонятно, почему первые психоаналитики придавали первоочередное значение именно зрительным видам искусства; может быть, потому, что они отражают психические процессы более наглядно. Однако и музыка, и литература, и танец – это тоже отражение внутренней жизни человека, часто более непосредственное, чем рисование.
Психоанализ утверждает, что основным механизмом действия арт-терапии является так называемая сублимация. Это такой внутренний механизм психики, который имеет защитную функцию. Он предполагает снятие внутреннего напряжения и негативных эмоций путём социально приемлемой деятельности, в первую очередь творчества. Зигмунд Фрейд, который и ввёл это понятие, рассматривал сублимацию как исключительно положительный механизм, который помогает обратить негативные черты личности в позитивную сторону.
В наше время понятие сублимации расширилось и охватывает различную профессиональную деятельность, науку, политику, бизнес и т. д. Например, садистские наклонности можно сублимировать, занимаясь хирургической деятельностью. И всё же искусство и творчество остаются главными методами в психотерапии.
Арт-терапия призвана развить у пациентов навыки самоанализа, самопознания и самовыражения. Это ведёт к общей гармонизации психической жизни человека. Она ставит и более узкие задачи: развивать у пациентов коммуникативные способности, обеспечивать социальную адаптацию, снимать внутреннее напряжение, повышать самооценку человека, развивать его личность. Арт-терапия способна побеждать страхи, фобии и комплексы; пациент учится выражать негативные эмоции (обиду, агрессию и др.) в приемлемой форме.
Преимуществом арт-терапии является то, что она больше похожа на занятие любимыми делами, чем на медицинскую или психотерапевтическую методику. Это привлекает к ней пациентов, которые охотно занимаются арт-терапией.
При этом важно понимать, что упор в арт-терапии делается не на талант и способности, а лишь на самовыражение. Вряд ли все пациенты после занятий арт-терапией станут выдающимися художниками, скульпторами и музыкантами, хотя в определённых случаях и такое возможно
Поэтому арт-терапия особенно эффективна при работе с маленькими детьми, людьми с ограниченными возможностями, с пожилыми людьми и замкнутыми подростками.
Бывает, что арт-терапия преследует более глубокие цели, чем просто улучшение психического состояния пациентов. Последователи Юнга стремятся выявить в творчестве пациентов некие архетипические символы, определить глубинную «историю» личности человека и «миф», сопровождающий его жизнь. Можно также оказывать влияние на эту «историю» и «миф», меняя таким образом внутреннее состояние самого человека.
Понятие арт-терапии и история ее возникновения
Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!
Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.
Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.
Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Арт-терапия может быть:
- активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
- пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
- смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).
Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».
Упражнение «К вашему несчастью»
Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».
Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».
Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».
Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».
Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.
Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.
Арт-терапия рисованием : взгляд психолога
Арт-терапия (англ. – art, искусство, буквально: лечение искусством) — направление в психотерапии и психокоррекции, воздействующее на психоэмоциональное состояние человека и основанное на искусстве и творчестве.
Термин АРТ-ТЕРАПИЯ возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл.
Будучи на излечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению.
Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы.
А еще помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне. Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.
Уже ни для кого не новость, что ряд болезней – «от нервов», т.е. психосоматической природы.
Если убрать страхи, напряжение, тревожность, агрессию, то такие болезни уйдут.
Излечить эмоции как раз и поможет Арт-терапия!
Плюсы арт-терапии для человека:
- В процессе арт-терапии можно осознать собственные глубинные страхи и переживания. И узнав их, исцелиться от недуга.
- По рисунку, который получился в ходе арт-терапии, можно провести диагностику и коррекцию своих состояний.
- Можно социально приемлемым способом выразить, исследовать и проработать негативные (обиду, злость, ненависть) чувства и эмоции.
- Изучая с помощью арт-терапии свой внутренний мир, возможно раскрыть творческий потенциал.
- Этот метод полезен для любой возрастной группы — детей, подростков и взрослых.
Арт-терапия рисованием зиждется на идее, что когда человек не задумывается о художественной ценности своих действий в творчестве, в созданных им образах отражается его “Я”.
Чтобы ощутить на себе действие этого чудо-метода, не обязательно быть художником и уметь рисовать.
Каждый спонтанный рисунок:
- передает состояние души автора,
- раскрывает внутренние переживания.
Как пример, фрактальный рисунок. В этом методе рисунок считается продолжением человека, его проекцией. И эта малая часть отражает большое, целое – самого человека.
Практикум: Фрактальный рисунок
Или метод автоматических, машинальных рисунков…
Водя карандашом или ручкой по бумаге в состоянии задумчивости, вы погружаете себя в собственные мысли. Автоматически настраиваетесь на нужный лад, успокаиваетесь. И в таком состоянии глубже проникаете в происходящие процессы.
В итоге метод помогает настроиться на нужный момент работы или решение задачи.
В отличие от другого художественного процесса, тщательно спланированного и организованного, рисование в арт-терапии именно СПОНТАННОЕ.
Как пример еще, приём, который я использую, “Цветочный ковер”.
Практикум: Рисуем цветочный ковер
Он помогает мне гармонизировать эмоции при помощи осознанных линий в рисунке. Причем, я заметила, гармонизирует состояние как мое, так и окружающих людей, которые с интересом следят за процессом.
Таким образом, психолог использует рисунок с целью диагностики и лечения.
Для него не важно КАК нарисовано, как это сделано технически. Рисунок здесь – инструмент
Важно, ЧТО происходит в ходе рисования
Рисунок здесь – инструмент
Важно, ЧТО происходит в ходе рисования
После сеанса арт-терапии вы можете уничтожить рисунок или, наоборот, использовать как “костыль”, амулет.
Этот рисунок, возможно, выглядит здорово, и его захочется повесить на стену, но ИЗНАЧАЛЬНО ему эта роль не отводилась.
Это было исследование себя.
А теперь
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеолекции
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Все видеолекции — 1269
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело
Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями
Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.
Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.
При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:
- дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
- ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.
Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.
Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.
Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.
Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору
Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук
Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.
История
В 1938 году британский врач и художник Адриан Хилл лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст. Параллельно с основными процедурами Хилл рисовал окружающие его пейзажи и обнаружил, что творчество здóрово отвлекает от болезни и улучшает настроение. В следующем году его пригласили преподавать рисунок и живопись другим пациентам Мидхерста — среди них было много солдат, вернувшихся с войны. Занятия заметно помогали снизить их психологическое напряжение. Термин «арт-терапия» Хилл придумал в 1942 году, а позже описал свою работу с пациентами в книге «Искусство против болезней». Споры вокруг этого метода не стихают до сих пор.
Например, его американская последовательница Эдит Крамер, большая поклонница фрейдовской идеи о сублимации (защитном механизме, который трансформирует разрушительные желания и импульсы во что-то позитивное и социально полезное), считала, что процесс творчества способен исцелять сам по себе. Свои догадки она подтверждала в Уилтвикской школе для трудных подростков, где и получила звание арт-терапевта. Сторонники такого подхода утверждают, что
Другая американская специалистка, Маргарет Наумбург, напротив, утверждала, что творческий процесс в терапии лишь инструмент, а не панацея и самоцель. При таком подходе рисунки (и другие виды творчества) используются скорее как дополнительный способ диагностики.
Виды арт-терапии
С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и дополняется новыми видами. Рассмотрим самые популярные из них, завоевавшие признание как психологов, так и их клиентов.
Музыкотерапия
Не секрет, что музыка является действенным и легкодоступным психотерапевтическим методом и используется для релаксации и/или коррекции физического и психического состояния человека. Сессия проходит в положении сидя или лежа и показана при тревогах, страхах, соматических недугах, а также при подготовке к более серьезному лечению.
Фототерапия
Такой вид терапии предполагает работу с готовыми изображениями (составление коллажей, рассматривание и высказывание своих ассоциаций) или создание пациентом собственных фотоснимков. Фототерапия используется для выявления и решения психологических проблем, помогает людям, испытывающим затруднения в общении, находящимся в непростой жизненной ситуации, а также для стимуляции воображения, творческого и смыслообразующего потенциала.
Коллажирование
Вырезание фигурок (изображений, материалов, фото) для сбора цельной композиции – коллажа – поможет диагностировать психологическое состояние, локализовать проблемные ситуации, избавиться от стресса, лучше понимать свои чувства.
В процессе лечения используется обычный песок, из которого создаются мандалы, изображения или сюжетные композиции. Такой способ является уникальной возможностью исследовать окружающий мир, общаться с ним и с собой, снять внутреннее напряжение, воплотить бессознательные мысли на символическом уровне.
Библиотерапия
Предполагает чтение или работу с текстовой информацией с целью нормализовать психическое состояние, воздействовать на мышление и поведение.
Метафорические ассоциативные карты – это признанный эффективный инструмент в работе хорошего психолога. МАК представляют собой набор картинок с изображением людей, природных явлений, зверей, эмоций, событий, верное использование которых в процессе психологических бесед помогает не только в развитии творческих способностей, но и в принятии решений, в поиске новых идей и в налаживании общения.
Игротерапия
При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности. Метод используют психологи для выявления детских страхов и купирования стресса. Понятно, что дети в игре раскрываются и выказывают чувства намного легче и охотнее, чем в обыденной повседневности. Взрослый человек, играя или трогая игрушки, прислушивается к своим ощущениям и может вспомнить, что беспокоило его долгие годы и послужило источником проблем.
Изотерапия
Терапия изобразительного искусства, в первую очередь, подразумевает лечение при помощи рисования. В процессе создания рисунка используются краски, мелки, пастель, маркеры, фломастеры – словом, подходят любые инструменты и материалы. Изотерапия даст возможность увидеть внутренние конфликты и собственные переживания, повысит самооценку и уверенность в себе, поможет в творческом развитии и в процессе социальной адаптации. Рекомендуется для осуществления коррекционной работы при невротических состояниях, депрессиях, фобиях и соматических нарушениях.
Сказкотерапия
Эффективный способ передать пациенту (взрослому или ребенку) необходимые морально-этические нормы, основы поведения, правила и опыт поколений. На занятии читается или рассказывается сказка, былина, притча, а затем обсуждается и анализируется. Метод поможет выстроить и сформировать новый жизненный сценарий, найти решения проблем.
Кинотерапия
Схожая техника для переосмысления важных ценностей посредством просмотра кино и последующего обсуждения сюжета с терапевтом.
Тканетерапия
Создание композиций и изделий из разных фрагментов тканей (к примеру, шелка, парчи, сатина, льна, хлопка, кожи) помогает изменить взгляд на свои проблемы и свое состояние, учит брать ответственность за свои решения и поступки.
Как работает арт-терапия
Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия».
Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его.
Арт-терапия помогает:
- повысить самооценку;
- снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
- избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
- решить семейные и детско-родительские конфликты;
- выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
- лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.