Региональная общественная организация инвалидов «перспектива»

Правила этикета с инвалидами зрения

Человек, который не очень хорошо или совсем не видит, отличается наличием поводыря (собаки, сопровождающего человека) или белой трости. Необязательно слепой носит темные очки, повязку или обладает косоглазием. 

Основные нюансы общения следующие:

1.    Даже если часто встречаетесь, при встрече называйте себя, представляйте своих спутников. 

2.    Не берите в руки чужую трость, очки, прочие личные предметы. Особенно если находитесь в гостях. Переставленный даже на сантиметр предмет слепому будет очень трудно найти.

3.    Когда хотите помочь, спросите, нужна ли ваша поддержка. При утвердительном ответе — возьмите незрячего под руку, но сильно сжимать ее не стоит, идите естественно.

4.    Подстраивайтесь под скорость собеседника, чтобы он не бежал за вами, чувствовал себя комфортно, в безопасности. Вы видите выбоины, камни, трещины, бордюры, а он нет. Обязательно предупредите, если появилось препятствие на дороге. Движения должны быть точными. Поднимаясь по лестнице, делайте это строго перпендикулярно, а не по диагонали.

5.    Если хотите что-то сказать об окружающем, описывайте подробнее, ориентируясь на те признаки, которые доступны собеседнику — «Как пышно цветет черемуха, а какой от нее аромат», «За кустом сидит большая мохнатая собака».

6.    На тему собак отдельный разговор. Поводыри необычные домашние животные и точно не «лапочки». Это друзья незрячих, которые несут службу. Избавьтесь от желания погладить, угостить сосиской, поиграть, если хозяин вам этого не разрешал.

7.    Если вы что-то читаете незрячему, скажите об этом. Пока он будет пытаться понять, что за словесный поток вы на него вылили, нить разговора будет упущена. 

8.    Предлагая сесть, направьте руку слепого на подлокотник кресла, стула, скамейки.

9.    Определения местонахождения предметов должны быть точными. «Вон там светофор» — не пойдет, а «в 200 метрах от нас, рядом с березой стоит светофор» — вполне приемлемо.

10.    Видя, что человек заблудился, никак не может найти дверь или дорогу — помогите, но не криками на расстоянии. Подойдите, а затем предложите помощь. 

Учитывайте интересы незрячих людей в своих проектах

Если вы владелец бизнеса, позаботьтесь о том, чтобы ваш сайт был удобен для людей с нарушением зрения. Добавьте голосовую капчу и проверьте, чтобы шрифт легко читался. Не забывайте писать alt‑текст к изображению товаров. У некоторых людей бывает цветовая слепота. Поэтому при дизайне сайта не полагайтесь только на цвет. Допустим, кнопки должны быть не просто яркими, но и крупными, а ссылки в тексте желательно подчёркивать.

В офисе или магазине позаботьтесь о маркировке стеклянных дверей. Большая яркая наклейка поможет человеку вовремя заметить препятствие. Используйте тактильную плитку с выступающим рельефом перед лестницей — её можно просто наклеить на пол.

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Все перечисленные науки достаточно сложные. Они изучаются на протяжении многих лет в высших учебных заведениях, аспирантуре и докторантуре. Попробуем кратко сформулировать основные приемы воспитания детей с нарушениями зрения, которые могут освоить все родители, независимо от их уровня образования.

Если Вы обучаете ребенка произношению определенного слова, воспроизводите его четко. Можно взять ручку малыша и провести в момент речи по своим губам и лицу. Незрячие дети обычно с усилием нажимают на тот или иной предмет, когда знакомятся с ним. Приучите ребенка прикасаться к лицу мягко, чтобы он отмечал малейшие движения мышц

Большое внимание следует уделить методу обучения. Детям лучше давать новую информацию в виде игры

Если же у малыша есть проблемы со зрением, то такой способ является еще более предпочтительным. Обучающийся должен не просто повторять слова, а показывать их движениями, как он спит, ест, плачет, радуется и т.д. При развитии разговорной речи применяются методики, связанные с дыханием. С ребенком можно играть в такие игры, как «подуем на кашку» или «подуй, как ветер».

Как уже было отмечено ранее, слепым намного сложнее соотносить слово с конкретным предметом. Необходимо расширять его словарный запас и углублять знание о понятиях. Существуют различные методики, которые улучшают слух, осязание и других анализаторы, в том числе остаточное зрение. Чем больше малыш знакомится с окружающим миром, тем богаче становится его внутренний мир. Его словарный запас расширяется, а знания о предметах становятся глубже.

Осязательное обследование способствует более полному освоению информации. Большую помощь в этом могут оказать такие игры, как «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Взрослый должен произносить текст, а ребенок загибает/разгибает пальцы: «С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил…».

Со второго-третьего года игры, задания, упражнения можно усложнять. Дайте ребенку какой-нибудь предмет, название которого он уже должен знать, но не называйте его. Пусть он немного подумает и вспомнит его самостоятельно. При этом комментировать необходимо каждую операцию, которую Вы выполняете с ребенком. Речь идет об одевании, кормлении и пр. Старайтесь всегда говорить четко и кратко. Длинные предложения воспринимаются значительно сложнее.

В качестве примера детального объяснения действий можно привести следующую ситуацию. Вы садитесь за стол обедать. Можно произнести фразу «сейчас будем кушать». Попросите ребенка пощупать пустую тарелку, сопровождая его действия словами о том, что тарелка пустая и в нее нужно налить суп. Пусть малыш прислушивается к тому, как льется суп. Возьмите его ручку и аккуратно прикоснитесь к горячей тарелке. Со временем ребенку придется объяснять все меньше. Он будет понимать, что происходит вокруг по знакомым запахам, посредством осязания и слуха.

Эти и другие подобные методы родители осваивают, посещая специалиста. Параллельно ребенок учится в коррекционной школе или другом учебном заведении, пользуется специальными книгами и компьютерами. Процесс обучения слепых очень сложный. Но при правильной его организации ребенок сможет освоить все необходимые навыки и практически не будет отличаться от других.

Правила этикета при общении со страдающими расстройствами социального взаимодействия

В этих случаях речь идет обычно про аутистов. С ними общаться не всегда легко, но они интересные люди с богатым внутренним миром.

Этикет общения состоит из нескольких пунктов:

1.    Не пытайтесь наладить тактильный, визуальный контакт насильно, если человек этого не хочет.

2.    Нельзя без разрешения трогать игрушки, антистрессы, другие личные предметы, а также питомцев.

3.    Разговаривайте спокойным тоном без повышенных нот, избегайте сложных фраз.

4.    Делать замечания аутистам не следует, также как поправлять их одежду, головные уборы.

5.    Обращайтесь непосредственно к ним, даже если есть сопровождающий. 

6.    Отключите громкий звук на телефоне, музыку.

7.    Если аутист хочет отойти в другое место, последуйте его просьбе, возможно, ему стало некомфортно.

Правила общения и этикета с инвалидами различных категорий важен не только для того, чтобы показать, как хорошо вас воспитала мама. Это нужно, чтобы помочь человеку не чувствовать себя ущербным, неполноценным, изгоем. Общаясь правильно, вы облегчаете им жизнь.

Добавляйте описания к изображениям

Незрячие люди тоже пользуются интернетом — у них есть специальные программы, которые читают текст с экрана. Но изображения они не распознают, поэтому полезно добавлять альтернативный текст к картинкам. Например, при загрузке изображений на WordPress программа предложит опцию «Атрибут Alt». Добавьте туда краткое и точное описание того, что на фото. Скажем, не просто «еда на тарелке», а «тарелка с салатом оливье из отварного картофеля, колбасы и моркови».

В некоторых соцсетях также предусмотрена возможность добавить альтернативный текст. А если её нет, просто дополните фото описанием — так ваш пост сможет понять больше людей. Без пояснений можно оставлять аватары и иллюстративные изображения.

«В этом есть своя романтика»

Мы встречаемся с Анатолием в «Елисеевском», в двух минутах ходьбы от культурного центра «Интеграция», где он работает. Он потягивает капучино и рассказывает, как сегодня в метро ему вызвался помочь мужчина. Когда они уже стояли на платформе, помощник с восхищением произнес: «Ну ты, парень, герой!» Анатолий считает, что героизм тут ни при чем: просто мужчина представил, что было бы, если бы он сам сейчас потерял зрение.

Большинство людей представляют себе потерю зрения буквально как конец света. Мы привыкли получать 80% информации из окружающих нас визуальных образов, и потеря этой возможности кажется трагедией. Большая же часть слепых перестали видеть еще в младенчестве из-за дефектов зрительного нерва или сетчатки. Они не знают другой жизни, поэтому иначе воспринимают свою особенность.

Оксана — хрупкая девушка с мальчишеской стрижкой, работающая в центре педагогического мастерства.

Анастасия — активистка организации Extrability, девушка с заразительным смехом. Она с удовольствием рассказывает, как весело проводила время перед операциями: знакомилась в больничном коридоре с детьми, играла с каталкой, покупала наклейки с «Ранетками» в больничном киоске. Девушка вспоминает об этом с ностальгией: «В этом всем есть своя романтика! Как это может казаться чем-то плохим?»

Конечно, слепые не всегда воспринимают потерю зрения так легко. Алия — активистка и создательница большого сообщества «Типичный незрячий», но она долго не могла принять свою особенность. Попросить о помощи для нее значило признать свою ущербность, и, когда девушке предлагали помочь, она могла буквально послать.

Сейчас Алия с облегчением рассказывает, что всё изменилось: «Теперь это для меня благословение. В Библии говорится: „Когда я немощен, тогда силен“. Я знаю, Бог дал мне мою особенность не для того, чтобы мне было хуже, а для того, чтобы я могла послужить другим».

Михаил учит незрячих ориентироваться в пространстве и прорабатывает с ними внутренние страхи. В его графике и фридайвинг, и испанский язык, и работа массажистом, и путешествия, и деловые встречи. Трудно представить, что он прошел через период болезненного неприятия себя.

Михаил родился с очень плохим зрением, а когда в пять лет ему выписали очки, он разломал их и спрятал. К 15 годам он полностью потерял зрение. Михаил вспоминает, что долго и безуспешно пытался скрывать, что ослеп: «Сейчас-то я понимаю, что во дворе маленького города это уже знают все еще до того, как ты вышел на улицу».

Образы мира у незрячих людей

Большинство явлений окружающего мира мы воспринимаем через образы. С детства в нас заложено понимание цветов и форм, узнавание различных предметов. Определение их происходит без особых усилий, чаще всего на автоматизме. А каким слепые люди видят мир? Различимы ли для них цвета и образы явлений?

Восприятие цветов

Если человек родился зрячим и лишился этой способности в детстве, то визуальная память у него чаще всего сохраняется, и он может в течение всей последующей жизни различать цвета, знает, как выглядят те или иные явления, с которыми он был знаком.

Если человек от рождения слепой, то он не может воспринимать цвета и образы мира. В силу отсутствия у него зрения область мозга, которая преобразует визуальную информацию в картинку, не работает. Слепые люди знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. У них своё уникальное восприятие этих явлений. Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» — «холодный», «зелёная» — «трава», «красный» — «огонь», «горячий».

Слепые люди способны представлять цифры. Но различие в том, что зрячие видят числовой ряд слева направо (1, 2, 3…), слепые – справа налево (…3, 2, 1).

Как описать слепому человеку цвет?

Сделать это можно именно с помощью ощущений и ассоциаций.

  1. Опишите цвет с помощью тактильных ощущений. Можно дать подержать человеку что-то в руки, когда рассказываете о цвете. Например, дотронуться до листьев или травы и описать их: «Трава и листья – зелёные. Они живые, свежие, гладкие». Или, например, дать в руки вату: «Вата белая, как и облака, воздушная, мягкая, пушистая, лёгкая». Серый или коричневый цвета можно ассоциировать с твёрдостью, суровостью, прочностью, холодом и т.д., прикасаясь к стенам, почве, веткам, асфальту и др.
  2. Используйте вкус и запах для описания цветов. Например, большинство ягод, фруктов и овощей красного цвета характеризуется сладким вкусом (малина, клубника, помидор) или бывают острыми (перец). Зелёные овощи часто бывают хрустящими, свежими на вкус. Дайте понюхать фрукты, овощи, пряности. Например: «Апельсин и мандарин – оранжевые, запах отражает их сочность, яркость, наполненность солнцем и теплом».
  3. Объясните, какими могут быть цвета, с помощью звуков. Например: «Звук воды, шум прибоя, волны в океане отражают синий цвет. Звук этого цвета обычно спокойный и приятный», «Вой ветра, капание дождя напоминают серый цвет, потому что на небе в этот момент появляются серые тучи».
  4. Соотнесите цвета с эмоциями и чувствами. Спросите у человека: «Какие чувства у тебя вызывает красный цвет? Чёрный цвет?» Расскажите о своих ассоциациях. Например, жёлтый цвет означает радость, дружелюбие; зелёный связывают с развитием и надеждой; серый с апатией, грустью и т.д.

Сны

Часто сны у слепых людей называют «тактильными». Да, сны у них бывают (правда, употреблять фразу «видят сны» будет неверно).

Те, кто потерял зрение при жизни, могут видеть сны с визуальными образами. Но и у них со временем «картинки» сменяются звуками и другими ощущениями во сне, они теряют способность к восприятию изображений.

Слепые от рождения люди свои сны не видят, а чувствуют. Звуки, запахи и тактильные ощущения наполняют их. Например, если зрячему человеку снится, что он в театре, то перед ним возникает изображение сцены, актёры, декорации. Если такой же сон у слепого, то он будет слышать звуки (голос актёров, музыку, песни, удары, стук обуви и т.д.) и даже запахи, испытывать определённые эмоции от этого.

Правила этикета при общении с умственно неполноценными людьми

При задержке, а также отклонениях интеллектуального развития человеку бывает сложно вас понять. 

Пользуйтесь простыми рекомендациями, тогда разговор пройдет гладко:

1.    Слова, предложения, фразы должны быть доступными, короткими, понятными. Не говорите пространно, абстрактно, в переносном смысле. Повторяйте фразы, которые собеседник не понял, каждый раз упрощая конструкцию предложения.

2.    Сюсюкать, говорить замедленно, свысока — некультурно и неправильно даже при этом нарушении здоровья.

3.    Если человек не понимает речи, используйте жесты, картинки.

4.    Общайтесь также, как если бы вы встретили обычного человека, без напряжения или снисходительности.

Трудности в овладении смысловой речью

Смысловую речь ребенок начинает активно осваивать через год после рождения. В этом возрасте он пытается соотнести название объекта с его внешним видом. У незрячих детей нет такой возможности. Они не могут сопоставить конкретные слова с визуальным образом. Из-за этого словарный запас пополняется медленно. Более того, некоторые термины ребенок может усваивать лишь поверхностно, в самом узком смысле. Как мы знаем, многие слова имеют несколько значений. Слепые дети нередко знают только одно из них. Им сложнее использовать в речи те или иные понятия. Если не учитывать этот момент, качество словарного запаса будет низким.

Способы адаптации слепых людей

Все средства, которые помогают незрячим людям чувствовать себя полноценно в окружающем пространстве, также связаны с использованием других органов чувств, преимущественно слуха и осязания.

Трость

Это одно из самых распространённых средств, применяемых слепыми для передвижения в помещении и на улице. Обычно тростью либо водят из стороны в сторону, либо простукивают пространство впереди себя, определяя, нет ли вблизи объектов, с которыми можно столкнуться, или препятствий, кочек, ям, представляющих опасность. Для привлечения внимания окружающих незрячие люди используют трости белого цвета (с 1921 года это символ слепых людей).

В современном мире трости становятся всё более усовершенствованными, что даёт слепым возможность чувствовать себя увереннее и легче адаптироваться в окружающей обстановке. Наряду с обычными, выпускаются трости, снабжённые GPS-навигатором и ультразвуковым сигналом, предупреждающим о приближении к объекту или препятствию.

Собака-поводырь

Изначально подходящей породой собак для того, чтобы стать поводырём, считалась немецкая овчарка. Сейчас для этого также подходят лабрадоры, колли, золотистые ретриверы, ротвейлеры, боксёры, пудели и другие собаки.

Собаки проходят обучение в специальных школах под руководством тренера. А в заключительный период (в последний месяц обучения) в процесс включается также слепой человек, будущий хозяин поводыря. Он и собака привыкают друг к другу, между ними устанавливается тесная связь. Человек учится ухаживать за питомцем, давать ему правильные команды. Собака осваивает навыки обнаружения препятствий, учится безопасно вести хозяина в указанное место, а также «рассуждать», то есть не подчиняться сразу командам, если они представляют опасность для слепого, а где-то выждать или пойти немного по-другому. Это уникальные животные, которые имеют силу воли и могут игнорировать отвлекающие от цели объекты.

Обычно с собакой-поводырём незрячий человек чувствует себя менее одиноким и более уверенным на улице, активнее взаимодействует с окружающими, легче справляется со стрессом и менее подвержен депрессии. Собака становится главным помощником, другом и полноценным членом семьи.

Шрифт Брайля

Чтобы слепые люди могли читать и писать, был специально разработан шрифт Брайля. Для изображения букв используются ячейки из шести точек. Комбинация выпуклых точек в каждой ячейке воспринимается на ощупь как конкретная буква (символ). Это позволяет незрячим людям достаточно быстро читать. Чтобы написать какой-то текст, точки прокалывают. Позднее появилась расширенная система Брайля, состоящая из восьми точек.

Другие способы познания мира и адаптации в нём

  • Тактильные и звуковые книги. Первые представляют собой книги с объёмными буквами и рассчитаны в основном на людей, потерявших зрение уже при жизни, не с рождения. Вторые – это аудиофайлы (чаще MP3), очень популярные в современном мире.
  • Обувь для слепых. При приближении препятствия специальный датчик, расположенный в подошвах, предупреждает об этом хозяина вибросигналом.
  • Тактильные и звуковые часы.
  • Компьютерная техника, мобильные устройства, планшеты и другие гаджеты для слабовидящих и слепых людей.
  • Специальная посуда (приборы для слепых, ограничители для тарелок, говорящие крышки и др.)
  • Медицинские приборы (говорящие тонометры, термометры, глюкометры и др.)
  • Говорящие определители цветов, света, номинала купюр и т.д.
  • Специальные игры и игрушки.

«По Брайлю — это когда хочется экзотики»

Настоящая доступная среда и интегрированность в общество предполагают возможность не только работать и передвигаться по городу, но и совместно переживать культурный опыт. В сфере досуга для слепых ситуация действительно оптимистичная. Например, с Арменом мы впервые встретились в «Театр.doc» — на него оглядываются, потому что молодой человек пришел без сопровождающих.

Армен рассказывает, что обычно он ходит с кем-то за компанию, но проект «Искусство вслух», появившийся в 2018 году, позволяет справляться и в одиночку: придя на спектакль или в кино, в приложении можно включить аудиодорожку и послушать комментарии к происходящему.

Впрочем, молодой человек говорит, что ему все-таки интереснее иммерсивные постановки, в которых участвуют незрячие актеры. Ему нравится, когда мимо зрителя проносится человек и можно почувствовать ветер или когда на лицо брызжет вода во время дождя.

С изобразительным искусством всё несколько сложнее. Например, Армен больше всего хотел бы увидеть картину «Апофеоз войны», но тактильные макеты почему-то обычно делают для абстракции и импрессионизма. На моделях и так трудно разобраться, а тут еще всё усложняется необычными образами, которые нужно пытаться воспринять.

Проблемы с упаковкой

Иметь дело с термоусадочной пленкой сложно, когда у вас 100% зрение, но для слабовидящих этот процесс является очередным кругом ада. И бутылки закрываются, по крайней мере, тремя различными способами, что делает их вскрытие длительной последовательностью проб и ошибок. Защита от неумелого обращения становится непреодолимой, когда вы не видите, с чем имеете дело.

Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой

Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)

Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица

Слепота и особенности невербальных средств общения

Невербальные средства общения, или язык тела — это способ коммуникативного взаимодействия между людьми без использования языковых и речевых приемов. Оно осуществляется посредством мимики, пантомимики, интонации, жестов и пр. Подобные средства общения необходимы для того, чтобы:

  • создавать психологический контакт между индивидами;

  • регулировать направление процесса общения;

  • расширять смысловую нагрузку терминов;

  • направлять истолкование речевого текста;

  • выражать эмоции.

Без невербальных средств общение между людьми становится менее интересным, сухим, индифферентным. Ребенку с нарушениями зрения намного труднее выражать свои эмоции посредством речевой деятельности. Ему тяжелее воспринимать интонации. Жесты и мимику он не видит. Отсутствие невербалики может отрицательно сказаться на развитии речи. Это лишает ее выразительности, эмоциональности и других особенностей, которые свойственны человеку.

Листок бумаги на двери

Представьте себе такую ситуацию. Вам срочно понадобилось посетить ближайший туалет. Оказавшись внутри, вы заметили, что две из трех кабинок заняты, а третья открыта. Но, толкая дверь, вы едва замечаете маленький флаер, рекламирующий фирменные напитки заведения. Вы игнорируете его и заходите внутрь. Это достаточно распространенная ситуация.

Для человека со слабым зрением, однако, бумажка на двери кабинки – это настоящее минное поле. Это реклама фирменных напитков? Флаер на концерт? Или объявление о неисправности, из-за которой ваше посещение уборной обернется неприятностями, как только вы спустите воду?

Трудности с наличными

Хотя банковские карты сократили необходимость в наличных, все же обязательно наступит момент, когда без них не обойтись. Для слепых использование денег становится сплошной проблемой. Они могут воспользоваться метками, позволяющими отличить купюры, или складывать их по-разному для различных номиналов. Но если иметь дело с нечестным кассиром, который может взять купюру большего номинала или обсчитать клиента, то получение сдачи в большинстве случаев становится лотереей.

Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания

«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода

Правительства пытаются решить эту проблему. Новые купюры выпускаются с выпуклыми знаками, которые позволяют слепым и слабовидящим определить их номинал.

Мы должны проделать путь от «инвалида» к «человеку с инвалидностью»

Гиперопекой грешат не только родители, но и обычные прохожие. Им непривычно, что по улицам могут ходить активные слепые без сопровождающих и собак-поводырей. Незрячие часто жалуются на то, что окружающие не воспринимают их как самостоятельных и взрослых людей: бесцеремонно хватают их, пытаясь оказать непрошеную помощь, нарушают личные границы, расспрашивают.

Тестировщик мобильных приложений Армен возмущенно рассказывает, как однажды его не пустили в «ПандаПарк» в Сокольниках: сотрудники посчитали, что он может получить травму. Сколько молодой человек ни убеждал их, что он уверен в своих силах, ничего не помогло.

Анатолий по этому поводу рассказывает анекдот: мужчина идет по парку и видит, как парень с собакой на лавочке играет в шахматы. Мужчина говорит: «Какая у тебя умная собака!» А парень ему: «Да какая же она умная? Она мне уже в пятый раз проигрывает!» Когда зрячие не считают слепого дееспособным, пытаются насильно помочь или, что еще хуже, восхититься тем, что ему самому удалось выйти из дома, кого они видят перед собой — собаку?

Слепота и психическое развитие ребенка

Как утверждают специалисты, особенности формирования речи у ребенка со слепотой отражаются на его психическом развитии. Проблемы с произношением приводят к трудностям в общении со сверстниками. Здесь же стоит упомянуть неадекватное восприятие некоторыми людьми, в том числе детьми, незрячих и других детей с теми или иными особенностями здоровья. Многое зависит от сформированности гражданского общества, развитости инфраструктуры, которая облегчает жизнь инвалидам и больным людям.

Предпосылки того, что слепой ребенок станет замкнутым, нелюдимым, неразговорчивым, конечно, есть. При неблагоприятных обстоятельствах он будет отдаляться от общества, в результате чего процесс адаптации и социализации нарушится. Из-за этого потом могут возникнуть проблемы с трудоустройством, созданием семьи и пр. Однако все эти дефекты поддаются коррекции. Главное, начать исправлять последствия неправильного психического развития ребенка как можно раньше.

Трудности в овладении речью у слепых и слабовидящих, безусловно, имеются. В процессе обучения ребенок столкнется со многими проблемами и задачами, от правильного решения которых может зависеть его будущее. Решить же их помогает грамотное воспитание, основанное на принципах, которые сформулированы дефектологами, тифлопедагогами и тифлопсихологами. Эти специалисты помогают детям с нарушениями зрения учится, познавать мир, социализироваться, чтобы стать полноценными членами общества.

Тифлопедагогика как наука

Она представляет собой один из разделов социальной педагогики и дефектологии, занимающейся обучением лиц с нарушениями зрения. Развивается эта наука на основе философии и принципов гуманистического воспитания. При этом общедидактические правила не исключаются. При обучении просто учитываются особенности здоровья, то есть зрения. Тифлопедагогика находится на стыке непосредственно педагогики, а также медицины и психологии. Зачастую эту науку рассматривают в качестве отдельного раздела дефектологии и тифлологии, которые включают в себя вопросы, связанные с обучением и воспитанием незрячих детей. При этом они объединяют знания таких дисциплин, как офтальмология, психиатрия, нейрофизиология, невропатология и др.

Рекомендации в общении и поведении с незрячими людьми

14 ноября 2021

Дорогие друзья 13 ноября, Международный день незрячих! Мы не знаем какое количество людей в нашей группе имеет проблемы со зрением, а кто находится здесь по доброй воле.Но, нам кажется, что не все люди имеют представление о том, как стоит или не стоит вести себя с незрячими или слабовидящими людьми.Поэтому, мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми рекомендациями в общении и поведении с незрячими людьми, чтобы вы могли избежать неловких ситуаций, от незнания того, как лучше подступиться или обратиться к незрячему:1.При встрече обязательно называйте себя и тех людей, кто пришел с вами.2. Если вы решили предложить свою помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.3. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.4. Не стискивайте его руку, идите так, как вы ходите обычно. Не нужно хватать незрячего человека и тащить его за собой.5. Опишите коротко место, где вы находитесь. Например:»В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или:»Слева от двери как заходишь — кофейный столик».6. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких потолках, трубах и т.п.7. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.8. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.9. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.10. Если вы знакомить его с незнакомым предметом, не видите по поверхности его руку, а дайте свободно потрогать предмет.11. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего к предмету и брать его рукой этот предмет.12. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.13. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.14. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками».15. Старайтесь быть точным в выражениях, не говорите :»Стакан находится где-то там, на столе», правильно будет сказать: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».16. Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движениями на расстоянии, подойдите и предложите помочь.17. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним, без резких движений.18. При сопровождении незрячего не закладывайте его руку назад — это неудобно.19. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать.Мы надеемся, что эта информация поможет и придаст вам уверенности, никогда не бойтесь предложить свою помощь, если вы видите, что человек в ней нуждается

Расскажите о новых технологиях

Например, о смарт‑часах Dot Watch. Они выводят сообщения на экран при помощи тактильного шрифта Брайля и позволяют отправлять заранее подготовленные короткие ответы. В остальном гаджет работает как типичные умные часы.

В приложении Be My Eyes можно получить помощь волонтёра в бытовых ситуациях: попросить прочитать состав продукта или найти потерянный предмет. Связь происходит через видеозвонок. Приложение соединяет людей с учётом часового пояса и языка. Но появляется не только новое прикладное ПО. В Челябинске устанавливают домофоны со шрифтом Брайля. Теперь незрячему человеку будет легче связаться с абонентом, системой «112» или вызвать консьержа. К концу года такие домофоны планируют установить в 200 подъездах города.

Другое понимание цвета

Для зрячих интерпретация и понимание цвета инстинктивны. Мы с первого взгляда отличим, например, малиновый оттенок от красного. Но для слепых цвет – это абстрактное понятие, которое должно быть основано на чувственном опыте.

Некоторые для понимания цвета используют стратегию ассоциации цвета с понятиями. Т. е. красный – это огонь, синий – вода, белый – снег, коричневый – грязь. Однако это сопряжено с некоторыми неудобствами, поскольку, например, сравнение коричневого с грязью понравится не каждому обладателю каштановых волос.

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

Правила этикета при общении с людьми с нарушениями речи

Существует огромное количество людей, у которых нарушены вербальные навыки, часто они полностью отсутствуют. При коммуникации соблюдайте общие правила этикета при общении с инвалидами, а кроме того:

1.    С немыми договоритесь о способе взаимодействия — язык жестов, переводчик, карточки, письменная речь.

2.    Если человек говорит, но из-за дефекта речи его трудно понять, переспросите, попросите смоделировать предложение по-другому.

3.    Подготовьтесь к тому, что беседа у вас может отнять некоторое время. Однако, если вы торопитесь, лучше извиниться и уйти сразу.

4.    Не перебивайте, избегайте попыток поправить, закончить предложение, фразу за собеседника.

5.    Помните, что нарушения речи не означают обязательных интеллектуальных проблем.

6.    Поддерживайте визуальный контакт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: