Играйте в словесные игры
Чтобы развивать словарный запас и тренировать произношение звуков, играйте с ребенком в словесные игры. Это веселое и полезное совместное времяпрепровождение не только улучшит речевые навыки, но и укрепит ваши отношения и развлечет в очередях или по дороге домой из детского сада. Вот несколько вариантов таких игр:
1. Классическая игра в слова: называть по очереди слова, которые начинаются с последней буквы предыдущего слова.
2. Секретный язык: придумайте собственный язык, например, добавив после каждого слова специальный слог или поменяв порядок слов в предложениях.
3. Угадывать слово по первому слогу: «Сегодня мы будем пить чай с пи…», «Я вижу на улице ма…» – предложите ребенку закончить слова.
Начинайте обучение иностранному языку только после усвоения родного
Если ребенок не растет в мультиязычной среде, не начинайте изучать иностранный язык слишком рано. Так как ведущим языком является русский, то сначала нужно освоить его. Начинайте обучение иностранному языку только тогда, когда нет никаких проблем с родным.
Если ребенок уже хорошо говорит на русском, правильно произносит все или почти все звуки, использует сложные грамматические конструкции, можете спокойно браться за иностранные языки. Раннее изучение иностранных языков полезно для детей: развивает фонетический слух, формирует положительное отношение к другим языкам и нациям, устраняет языковой барьер, тренирует память. В раннем возрасте проще поставить правильное произношение.
Но не забывайте, что изучение иностранного языка — нагрузка для нервной системы ребенка, поэтому ее нужно дозировать. Если требовать от ребенка слишком многого, будет хуже развиваться родной язык.
Развиваем внимание
Игры, развивающие внимание и фонематическое восприятие (умение различать звуки). Например, «На чём зайка играл». Покажите ребёнку зайку, какие-нибудь музыкальные инструменты (свисток, колокольчик, дудочку, барабан и др.), как они играют
Потом прикройте зайца ширмой или завяжите ребёнку глаза и сыграйте на каком-нибудь инструменте. Малыш должен отгадать, на чём зайка играет. Даже если ребёнок не говорит — покажет музыкальный инструмент, что-то изобразит звукоподражанием: «динь-динь» или «бум-бум».
Можно поиграть в игру «Что звучит?». Возьмите различные предметы: бумагу, карандаш, ножницы, молоток и др. Также сначала покажите, как что звучит, потом закройте ширмой, и пусть ребёнок угадывает. Это развивает наблюдательность, заинтересованность. А ещё сложнее — возьмите баночки с разной крупой: гречкой, рисом, манкой и т.д. Если, конечно, ребёнок знает, что это такое. По опыту знаю, манку отгадать очень сложно. Дети, у которых понижен слух, манку практически не слышат.
Театрализованные игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живёт?». Сначала мы изображаем животного, например кричим «ку-ка-ре-ку», потом малыш повторяет. Тут же можно запоминать уже глагольные формы двух-трёх животных. Например: «Как кричит собака? Гав-гав. Значит собака что делает? Гавкает», «Как кричит лягушка? Ква-ква. Что лягушка делает? Квакает».
Потихонечку глагольные формы входят в речь малыша
Так постепенно он научится от одного слова-звукоподражания образовывать глагол, а это очень важно
Потому что, если в младшей группе малыш не запомнит простых глаголов, то в средней и старшей не запомнит сложных: мышка пищит, корова мычит, кошка мяукает и т.д. Часто даже в подготовительной группе дети выдают, что корова мумукает, мышка пипикает.
Если много народу, можно поиграть в «Отгадай по голосу». Ребёнок закрывает глаза, кто-то из детей кричит: «Ау!» И малыш должен угадать, кто это. Иногда мы так играем даже с детьми старшего возраста на праздниках. Дети зовут своих мам, говоря просто: «Мамочка!» И каждая мама должна узнать голос своего ребёнка. Кстати, ни одна мама ещё не обманулась. Точно так же можно взять игрушки, кукол, которые издают разные звуки, и отгадывать, какая игрушка поиграла.
Совет № 5: Поощряйте игровую деятельность
Мы не устаём повторять: игра — основа любых развивающих стратегий, направленных на воспитание в ребёнке гармоничной, эрудированной, нацеленной на успех личности. Используйте проверенные поколениями игры на развитие речи у самых маленьких или внедряйте авторские методики, в том числе собственного сочинительства. Главное, чтобы игра-занятие была интересна малышу, стимулировала его активность, расширяла его словарный запас и побуждала использовать приобретённые речевые навыки.
В помощь родителям:
- потешки и пословицы;
- сказкотерапия;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры;
- сюжетные игры;
- игры с разнообразными карточками и картинками.
Дидактические материалы для игр на развитие речи до 3 лет можно подбирать самостоятельно или использовать комплекты, составленные профессионалами.
Пожалуй, самый главный совет родителям, которые хотят помочь ребёнку заговорить, состоит в пожелании быть внимательным, но терпеливым. Не форсируйте события и не ждите, что ребёнок заговорит в 1 год полноценными предложениями. Не выискивайте патологий на пустом месте и не сравнивайте своего малыша с детьми родственников, коллег и знакомых (и тем более незнакомых вам людей). Но не игнорируйте тревожные звоночки. Ведь всегда лучше обратиться за профессиональной помощью и узнать, что опасения были напрасными, чем столкнуться с тем, что проблема усугубилась и требует сложной и продолжительной коррекции.
Уже в самое ближайшее время мы рассмотрим, когда нужно обращаться к логопеду. А пока прощаемся и, по традиции, но от чистого сердца, желаем вам счастливого родительства.
Учимся слушать
Как правило, современные дети не умеют слушать. Научить их этому помогут аудиозаписи со звуками природы, детскими стихами и сказками. Их нужно обязательно детям включать и потом, чтобы убедиться, внимательно ли он слушал, задавать вопросы типа: «Кто главный герой?», «Про что стихотворение?», «Почему так случилось в этом произведении?», «Что ты слышал, шелест листвы или журчание воды?».
Это развивает внимание, память и мышление. Это очень важно. Ведь когда мы читаем, то показываем ребёнку книгу, и всё внимание у него на картинки. Работает зрительное восприятие, а слуховое в этот момент отключается
Малыш запоминает, что нарисовано на картинке, а картинки не всегда соответствуют тому, о чём говорится
Работает зрительное восприятие, а слуховое в этот момент отключается. Малыш запоминает, что нарисовано на картинке, а картинки не всегда соответствуют тому, о чём говорится.
Необходимо приучать ребёнка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Поэтому взрослые члены семьи должны правильно проговаривать все слова и ни в коем случае не сюсюкать с детьми. Дети тоже начинают сюсюкать и мягко проговаривать согласные. Даже если ваш ребёнок действительно смягчает согласные звуки — говорите с ним как со взрослым, не сюсюкая.
Еще несколько советов
Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
Исключите любые чрезмерные требования!
Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Правило 4. Играйте в «дурацкие» игры
Малыш учится в процессе игры с предметами взаимодействию с окружающими. Чем веселее этот процесс, тем ярче запоминаются слова и фразы, которые звучат в процессе игры. Ведь так и у взрослых, чем больше эмоций вызывает у нас то или иное событие, тем ярче оно запомнится.
Поэтому играйте и дурачьтесь, делая небольшие паузы между «сетами» внутри одной игры — так вы дадите малышу пространство, чтобы побудить вас продолжать, используя слова или жесты.
Веселая игра снимет излишнее напряжение и стеснение перед использованием речи, снизит тревогу ребенка перед просьбами сказать или повторить что-либо. И поверьте, чем более эмоциональным вы будете, тем лучше включится ребенок.
Норма или нет?
Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Если ребенок им не соответствует – этоповод для беспокойства.
Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук
В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
Бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят.
Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.
Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.
Когда бить тревогу и пить ли лекарства?
Отметим так называемые «реперные точки»:
- 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
- 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
- 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
- 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
- 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
- 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
- 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
- 6 лет – хорошо развитая связная речь.
К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.
Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.
2,6 – это возраст, когда уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями. Если этого нет, моя рекомендация – показать ребенка хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи.
Внимание родителей к детскому лепету и развитие речи ребенка
Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
Правило 2. Вовремя замечайте «красные флаги» и при необходимости обращайтесь за помощью к специалистам
Если основные вехи освоения ребенком двигательных навыков родители обычно отслеживают и четко знают, во сколько ребенок сел, пополз, пошел или начал держать головку, то, когда дело доходит до норм психологического развития детей первого года жизни, все не так очевидно. И нередко этот вопрос ставит в тупик не только родителей, но и профессионалов.
Как понять, что нет красных флагов психологического развития ребенка на первом году жизни?
Между 1 и 2 месяцами жизни малыш должен начать улыбаться и оживляться при виде взрослого человека.
В первом полугодии жизни ребенок начинает кричать не только от дискомфорта или голода, но и обозначать с помощью крика свои желания.
Получается, что еще до появления речи малыш уже «просит» маму о чем-то — взять его на ручки, показывает, что ему скучно или что он голоден. Постепенно к просьбам подключаются жесты, звуки, мимика ребенка.
Как понять, что неговорящий ребенок просит?
Взгляд ребенка в такие моменты направлен на взрослого, малыш может указывать на нужный ему предмет взглядом или пальчиком, а как только его желание удовлетворено, то он перестает показывать или кричать.
В возрасте с 9 до 12 месяцев малыш начинает использовать жестовые знаки, например, он машет «пока-пока» уходящему папе, «здоровается» с бабушкой взмахом руки, кивает, когда соглашается на что-то, и мотает головой, если отказывается, начинает хлопать в ладошки, когда слышит текст потешки «ладушки-ладушки» и так далее.
Такие знаки — предшественники слов, и их наличие — важный флаг, который показывает нам, что все идет по плану.
В этом же возрасте малыш понимает, что картинки — это не просто цветные пятна на бумаге, а на них нарисованы предметы из реального мира. Он может указать на изображение предмета в книжке по вашей просьбе: «Покажи, где мячик».
К 10 месяцам у ребенка появляется способность устанавливать совместное внимание — обращать внимание на то, на что указывает мама. Также и сам ребенок, пользуясь жестами или звуками, привлекает внимание близких к чему-то, что его увлекло
Этот невероятно важный флаг говорит о том, что у ребенка нет базовых трудностей с коммуникацией
Также и сам ребенок, пользуясь жестами или звуками, привлекает внимание близких к чему-то, что его увлекло. Этот невероятно важный флаг говорит о том, что у ребенка нет базовых трудностей с коммуникацией
В районе 9 месяцев малыш начинает подражать действиям взрослого. Малыши в этом возрасте похожи на маленьких обезьянок, которые стремятся делать все так же, как мама: вытирать тряпкой стол, когда мама убирается; причесываться, когда у папы в руках расческа.
Этот навык невероятно важен для дальнейшего запуска речи, ведь ребенок смотрит, как говорят близкие, и, именно повторяя за ними, осваивает произносительную систему.
Если вы видите, что ваш малыш может повторять за вами движения с предметами, привычные действия или восклицания — все прекрасно, этого красного флага развития у ребенка нет.
К концу первого года жизни ребенок начинает взаимодействовать с предметом, отталкиваясь от их функции: например, стучать молотком, крутить юлу, кидать мячик, листать книжку, а после года он осваивает примитивные символические игры — малыш кормит куклу или катает машинку по дороге, или делает вид, что «ест ложкой» или «едет на машине», оседлав большой пакет из-под памперсов.
К году или чуть позже малыш должен говорить несколько звукоподражаний или «псевдослов» — то есть слов, которые имеют определенный смысл, но вполне могут быть до неузнаваемости искажены (это нормально): например, малыш говорит «ко» — вместо яблоко, или «такаток» вместо молоток.
Если вы видите, что указанных красных флагов нет у вашего ребенка — все в порядке. Вам не нужно делать с ребенком что-то «специальное», чтобы он заговорил.
Если вы увидели один или несколько красных флагов, я рекомендую обратиться к детскому психологу, который поможет оценить, есть ли почва для беспокойства за развитие ребенка. Как же «удобрять речь», если красных флагов развития нет, а делать что-то хочется?
Как научить ребенка рано разговаривать
Сегодня многие родители озадачены ранним развитием детей
И они во многом правы, ведь в младенческом возрасте малыш развивается максимально быстро и важно не упустить драгоценные месяцы и годы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в год уже весело лепетал, то начните заниматься с ним сразу после рождения
Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить процесс речевого развития вашего ребенка:
- Разговаривайте с ребенком с самого рождения.
- В разговоре с малышом используйте технику смены интонаций. Делайте голос выше, ниже, вкладывайте в него разные эмоции, ведь таким образом крохе будет легче научиться понимать вас.
- Произносите слова четко и постарайтесь выстраивать максимально короткие фразы. Излишняя словоохотливость сбивает ребенка и заставляет его сильно напрягаться во время общения.
- Разговаривая с малышом, следите за своей артикуляцией. Видя, каким образом формируется звук, малыш быстрее научится повторять его. Вспомните глухонемых — ведь они часто понимают речь по губам. Также по губам они учатся говорить.
- Не придумывайте для окружающих ребенка предметов сокращенные и смешные названия. Ни в коем случае не произносите такие слова, как «бибика», «кака», «бяка» и т.д. Приучайте ребенка сразу к правильным словам и правильному произношению. Ребенок должен с самого раннего возраста слышать правильные названия предметов, животных и всего того, что будет его окружать ежедневно.
- Для стимуляции речи массируйте ладошки и пальчики вашего чада. Учеными доказано, что ладони и речевой центр тесно связаны между собой. Простейший массаж, состоящий из растираний и поглаживаний, будет стимулировать кроху к общению.
- Займитесь развитием мелкой моторики малыша: лепите из пластилина, играйте с сенсорными мячиками, складывайте пирамидку, рисуйте и так далее, собирайте конструкторы.
И самое главное – обязательно хвалите малыша даже за малейшие, с вашей точки зрения, достижения. Хорошее настроение и улыбка мамы всегда являются для ребенка хорошим стимулирующим фактором.
Совет № 1: Создавайте благоприятные условия для двигательной активности
О том, что на развитие речи прямым и активнейшим образом влияет работа над мелкой моторикой, не написал разве что ленивый. Мы не лентяи, а потому среди наших материалов есть статья, посвящённая взаимодействию мелкой моторики и речи. Но не только манипулятивная деятельность рук необходима ребёнку, чтобы речь его формировалась в соответствии с графиком развития, не вызывая беспокойство родителей и профессиональный интерес логопедов.
Уже в период младенчества (от рождения до года) организуйте жизнь малыша так, чтобы его двигательные реакции были разнообразными и регулярными. Помогайте ему осваивать двигательные навыки согласно возрасту:
- перевороты со спинки на живот и обратно;
- хватание предметов, удерживаемых на уровне вытянутой руки;
- удержание визуального контакта с перемещаемым предметом;
- сидение;
- ползание;
- ходьба.
Развивая общую моторику ребёнка, вы помогаете ему заговорить.
Речь ребенка в первый год жизни
С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.
Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.
Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением
Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша
Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.
Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.
В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.
К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.
Речевое развитие ребенка в 2 года
После того, как ребенку исполняется годик его словарный запас начинает стремительно пополнятся. Чадо становится невероятно любопытным и буквально впитывает все новые слова. Малыш отлично понимает большую часть из того, что ему говорят, а к полутора годам владеет примерно тридцатью словами.
Приблизительно в этом же возрасте малыши учатся правильно применять падежи и склонять слова. Это является важным этапом развития речи, поэтому главной задачей родителей является поддержание интереса к общению и обучению малыша правильно произносить и склонять те или иные слова. Развивать речь ребенка также можно с помощью красочных книжек. Хорошо если они имеют объемные картинки, так как много информации кроха по-прежнему получает посредством тактильных ощущений.
К двум годам, как правило, малыш может произнести от семидесяти до ста слов. И теперь родители могут развивать его речевые навыки различными играми и специальными упражнениями.
Обеспечьте совместную деятельность
В развитии речи большую роль играет речевая среда. Родителям часто кажется, что на родном языке она создается сама собой. Но если с ребенком недостаточно разговаривать, использовать ограниченное количество лексики, не играть в совместные игры и не заниматься совместной деятельностью, то речевое развитие будет замедлено.
В диалоге задавайте подробные и уточняющие вопросы, которые требуют развернутых ответов, и избегайте вопросов, на которые ребенок не в состоянии ответить. Поиграйте или займитесь чем-то другим вместе. В процессе вы будете что-то рассказывать, спрашивать, просить, уточнять, тем самым создадите полноценную речевую среду.
Как дети осваивают речь?
От первого крика до первого самостоятельно построенного предложения в среднем проходит 2 года. Примерно до 3-х месяцев единственным «словом» малыша остается крик и плач — так он сообщает о своих потребностях и настроении.
«Язык» ребенка до 6-7 месяцев состоит из гуления, агуканья и лепета. Их кроха осваивает рефлекторно. Даже первое подражание звукам происходит у младенца как естественная врожденная реакция: он пытается повторить движение губ и языка, непроизвольно издавая звуки. Но постепенно между звуками и конкретными движениями речевого аппарата ребенка устанавливаются крепкие связи.
Процесс развития речи происходит параллельно с формированием слуха: к 6-7-му месяцу малыш уже способен распознавать источник звука, он усиленно пробует подражать тому, что слышит
В это время смысл слов для него еще недоступен, важной становится интонация — на нее ребенок живо реагирует.. К 8-ми месяцам кроха начнет отчетливо произносить отдельные слоги
А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама», «дай»), которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).
К 8-ми месяцам кроха начнет отчетливо произносить отдельные слоги. А к году в его словаре появятся первые, простейшие слова («мама», «дай»), которые он сможет соотносить с конкретными предметами и действиями (машина едет — «би-би», собака лает — «ав-ав»).
Но, повторимся, каждый ребенок в своем темпе осваивает речь: не стоит в годик вести малыша к логопеду, если, на ваш взгляд, он говорит недостаточно. Можно забеспокоиться, если к 2-м годам малыш не издает совсем никаких звуков или почти не говорит в 3 года. В таких случаях рекомендуется обратиться к невропатологу, чтобы перестраховаться.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:
- песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
- игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
- музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.
Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:
- Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
- Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
- Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.
Совет № 3: Стимулируйте желание быть понятым
С окончанием младенчества малыш вступает в преддошкольный возраст. Это период с года до трёх лет, и именно на этом этапе развитие речи проходит наиболее активно.
- Речь в 1 год: малыш хорошо понимает обращённую к нему речь. Может выполнять несложные просьбы (хлопает в ладоши, машет пока-пока, берёт и даёт предметы, которые называет взрослый). Появляются первые слова (обычно обозначающие близких родственников), звукоподражания, лепетные слова.
- Речь в 2 года: растёт активный лексикон. Ребёнок использует предложения из двух слов, но речь его пока аграмматична. Характерно обилие фонетических ошибок.
- Речь в 3 года: малыш осваивает грамматические формы, учится использовать разные падежи, правильно употребляет рода и числа. Всё активнее он комментирует собственную игру, когда предоставлен сам себе. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются словотворческие способности (те самые забавные слова собственного сочинительства).
Важно понимать, на что способен ребёнок в том или ином возрасте (безусловно, не забывая, что все мы разные и дети наши тоже индивидуальны). Помогайте малышу расти, мотивируя его на овладение новыми речевыми навыками
Возможно, в этом вам поможет наш материал, ориентированный на помощь родителям детей с задержкой речевого развития или с подозрением на ЗРР, а также статья «Развитие речи у ребёнка 3-4 лет: какие ошибки допускают родители».
Поиграйте в артикуляционные игры
Маленький ребенок постоянно тренирует органы артикуляции, когда ест и пьет. При этом задействуются мышцы губ, щек и языка, которые в дальнейшем помогают заговорить. Если ребенок ест мало твердой пищи, получает недостаточно вкусового разнообразия, пьет только из поильника, то мышцы речевого аппарата формируются медленнее.
Помогите ребенку тренировать артикуляцию с помощью простых и увлекательных занятий, которые можно выполнять во время еды. Предложите ему:
- выплевывать косточки от вишни или арбуза;
- облизывать ложку с медом;
- перекатывать мармелад во рту;
- есть чернику и рассматривать синий язык в зеркале;
- облизывать мороженое;
- задувать свечи на торте;
- дуть в трубочку в стакане с водой.