Порядок проведения речевой аудиометрии
Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.
Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.
Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.
В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость
В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.
Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.
Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.
Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.
Надпороговая аудиометрия
В случаях, когда у пациента диагностирована глухота, доктору будет достаточно сложно точно определить место и причину поражения. Для этих целей применяется метод надпорогового исследования. К нему относятся:
- шумовые исследования;
- тесты Фоулера и методика Люшера;
- тесты Лангенбека.
По результатам этого типа аудиометрии можно определить, локализуется ли патология в ушном лабиринте, клетках преддверного или слухового нерва.
Метод Люшера является сегодня самым популярным. С его помощью врач-сурдолог определяет дифференциальный порог восприятия силы звуковой волны (индекс малых приростов интенсивности). Надпороговая аудиометрия позволяет сбалансировать силу звучания сигнала с помощью методики Фаулера, а также зафиксировать начальную границу дискомфорта.
Процедура обследования проводится таким образом: в наушники пациенту поступает звуковой сигнал частотностью на 40 дБ выше слухового порога. В диапазоне между 0,2 и 6 дБ осуществляется модуляция сигнала. Тестирование начинается с уровня на 20 дБ выше слухового порога, с постепенным наращиванием интенсивности звука, с интервалом в 4 секунды. За 0,2 секунды происходит прирост интенсивности звука на 1 дБ, пациент описывает свои ощущения при этом, а доктор исследует их правильность.
Доведя показатели до 3-6 дБ, врач объясняет обследуемому суть теста, и возвращает интенсивность сигнала к 1 дБ. Если диагностирован дефект звукопроницаемости, пациент в процессе способен отличить около 20% увеличения интенсивности тона.
При диагностированной кондуктивной тугоухости (нарушении прохождения звукового сигнала по слуховому пути), нормой является нарушение проводимости звуковых волн от наружного уха до барабанной перепонки, при этом глубина модуляций колеблется в диапазоне от 1 до 1,5 дБ. При кохлеарной тугоухости (неинфекционном поражении внутреннего уха) уровень распознаваемой модуляции существенно ниже – около 0,4 дБ.
Тестирование выравнивания громкости по Фаулеру, в основном, актуально при подозрении развития невриномы слухового нерва (доброкачественной опухоли), или болезни Меньера (патологии внутреннего уха, при которой в нём увеличивается количество эндолимфы). Чаще всего она проводится, если подозревается односторонняя тугоухость, впрочем, это не является обязательным правилом. При двусторонней тугоухости возможно применения данного надпорогового метода, если разность слуховых порогов обеих сторон составляет не более, чем 40 дБ. В таком случае на каждое ухо одновременно подаётся звук, имеющий пороговое значение для конкретного слухового аппарата, после чего сигнал, поступающий в глуховатое ухо, повышают на 10 дБ, подбирая при этом на втором ухе такую интенсивность, чтобы по восприятию больного оба сигнала были одинаковой тональности. Далее процедура поднятия тональности и выравнивания громкости по обоим ушам повторяется.
Что такое аудиометрия
Процедура проводится всем слоям населения, противопоказаний не существует. Она абсолютно безболезненна. Исследование занимает около 30 минут.
Выделяют следующие разновидности аудиометрии:
- тональная пороговая и надпороговая
- компьютерная
- речевая
- объективная
- игровая
Речевая аудиометрия
Этот способ проверки слуха отличается простотой. Он не требует специального оборудования. При тестировании остроты слуха пациент разворачивается спиной к врачу, а последний шепчет определенный набор слов и простых предложений с расстояния в шесть метров. Речевой метод не может конкурировать с тональной и компьютерной аудиометрии в точности, однако его продолжают применять при подборе слухового аппарата, когда требуется быстро определить порог чувствительности к звуковым сигналам.
Компьютерная аудиометрия
Этот метод признан самым достоверным способом диагностики. В обследовании пациенту отводится пассивная роль; все действия компьютеризированы. Благодаря достижениям высоких технологий результаты компьютерной аудиометрии являются точными и достоверными, а само обследование одобрено к проведению при диагностике слуховых патологий новорожденных.
Объективная аудиометрия
Вам не предложат проверить слух этим методом в обычной поликлинике; объективная аудиометрия применяется для исследований в случаях, когда пациент неспособен или не желает идти на контакт с сурдологом. К категории таких пациентов относятся, главным образом, новорожденные, заключенные и осужденные, а также пациенты с нарушениями психики. В основе данного вида обследования – условные и безусловные рефлексы организма, которые являются реакцией на звуковое воздействие различной интенсивности.
При различных звуковых раздражителях, например, срабатывает ауропальпебральный рефлекс, или смыкание век, расширяются зрачки, тормозится сосательная рефлекторика у грудничков. Анализируются изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений, кожно- гальваническая реакция.
Аудиометрия в игровой форме
Несложно догадаться, что этот вид обследования применяется при определении остроты слуха у детей. В ходе аудиограммы маленькие пациенты вместо того, чтобы нажимать кнопку в ответ на звуковой раздражитель, складывают игрушки в корзину, активируют выключатели и выполняют манипуляции с игрушками. Метод разработан с целью наиболее точной диагностики слуховых отклонений у детей. Проблема заключается в том, что зачастую у малышей, имеющих проблемы со слухом, наблюдается отставание в общем развитии, что иногда препятствует их адекватному реагированию на требования врача-сурдолога в ходе аудиометрии.
Тональная аудиометрия
В ходе обследования изучается диапазон чувствительности к звуковым волнам разных частот – от 125 до 8000 Гц. С помощью тональной аудиометрии определяют максимальный и минимальный пороги звукового восприятия пациента.
Во время обследования пациент должен находиться в звукоизолированном помещении. На практике этого нелегко добиться, поэтому сурдолог делает скидку на возможные помехи. Создатели аудиометра нашли способ частично решить проблему – использование внутриушного телефона позволяет подавить окружающие шумы на 30–40 ДБ. Эта технология способствует получению максимально точных результатов.
Пациенту через наушники поступают звуковые сигналы нарастающей силы. В момент, когда звук становится слышен, пациент нажимает на кнопку, прибор фиксирует данные. Максимальный порог чувствительности определяется так же: пациент отпускает кнопку, когда перестает слышать сигнал.
При слухопротезировании необходимо определить чувствительность к звукам, интенсивность которых выше пороговой. Для этой цели применяют методику надпороговой аудиометрии.
Тональная пороговая аудиометрия – это самый распространенный, фундаментальный вид исследования. Она не требует сложного оборудования, финансовых затрат и подходит для большинства людей. Метод относительно объективен, результат исследования оформляется в виде графика – аудиограммы.
Причины
Звук улавливается с помощью барабанной перепонки. Она являет собой тонкую мембрану, которая отделяет внешний слуховой проход от среднего уха. Звуковые волны вибрируют при задействовании молоточка и мелких косточек, которые находятся в полости среднего уха. Барабанная перепонка передает эти волны в улитку, которая расположена в среднем ухе. А от улитки звуковые вибрации переходят в головной мозг, благодаря слуховым нервам.
Если закладывает уши, причины могут быть следующими:
- Наличие инородного тела в ушах. Иногда мелкими предметами, которые случайно попадают в полость ушной раковины, становятся кусочек ваты с косметической палочки, частицы грязи, детали от детских игрушек. Такие предметы закрывают вход в наружный слуховой канал. В результате звуковые волны не проникают к барабанной мембране либо проникают, но в очень небольшом объеме.
- Частицы воды. Такое случается после водных процедур. В большинстве случаев такая проблема проходит самостоятельно.
- Серная пробка. Такое вещество, как сера, является защитным барьером к проникновению грязи и патогенной микрофлоры в полость внутреннего ушного канала. Но в некоторых случаях сера накапливается в большом количестве. В результате слуховой проход становится перекрытым, нарушается качество слуха.
- Инфекционные процессы. Нередко развитие отита наблюдается после попадания воды в ушной канал. Такая среда является благоприятной для развития и размножения патогенной микрофлоры. Также проникновение инфекции происходит через микротравмы слизистых оболочек, которые возникают при неосторожных гигиенических процедурах. Развитие отита происходит при использовании грязных наушников. При таком заболевании помимо заложенности ушей наблюдается отек, сужение слухового прохода.
- Скачки давления. Если внутриушное давление больше, чем атмосферное, происходит выгибание барабанной перепонки. Звуковым волнам сложно к ней проникать. Скачки давления наблюдаются во время посадки самолета или взлета, при резком наборе высоты, нырянии при дайвинге. Когда баланс внутреннего и наружного давления восстанавливается, неприятные симптомы проходят самостоятельно.
- Ринит. Евстахиева труба отвечает за баланс давления в ушах. Эта труба находится между носоглоткой и ухом. В норме она является закрытой. Но когда человек зевает или глотает, она открывается и слышны характерные щелчки в ушах. Когда во время простуды или при аллергической реакции развивается ринит с заложенностью носа, отекают и слизистые евстахиевой трубы. В таком случае часто заложено ухо у взрослого и ребенка.
Если заложило оба уха, спровоцировать такой симптом могут воспалительные процессы. Если несколько дней заложено ухо, такой симптом может сигнализировать о развитии грибкового, бактериального либо вирусного отита, евстахиита, буллезного отита, гнойного отита.
Если воспаляется носоглотка, придаточные пазухи или глотка, наблюдается отечность слухового канала, который соединен с носоглоточным устьем. В результате давление внутри и снаружи отличается, дренажные функции слуховых труб нарушаются. Патогенная микрофлора вместе с экссудатом из носоглотки проникает в слуховые каналы и затрагивает барабанную мембрану. Начинается развитие евстахиита и среднего отита.
При воспалительном процессе отекает слизистая оболочка среднего уха и барабанной перепонки, нарушается восприятие звуковых волн, появляется заложенность ушей и ухудшается качество слуха. Функция слуховой трубы и отит у детей чаще всего наблюдаются при аденоидите, гипертрофии носоглоточных миндалин. У взрослых наиболее часто отек появляется при вазомоторном и аллергическом рините, при искривлении носовой перегородки, при нарушении микроциркуляции крови и ухудшении нервной проводимости в полости внутреннего уха. Если после насморка заложило ухо, нужно комплексное лечение.
Многие формы отита развиваются, как осложнение после перенесенных острых респираторно-вирусных заболеваний, синуситов, ринитов. Помимо того, что закладывает уши при температуре и слабости, ощущается стреляющая, острая или ноющая боль, ухудшение качества слуха, выделения из ушного канала, пульсация.
Еще одной причиной того, что заложило ухо и не проходит, является нейросенсорная тугоухость, которая возникает при ухудшении микроциркуляции крови либо при нарушении нервной проводимости в полости среднего уха. Такое заболевание может развиваться при:
- гипертоническом заболевании, которое сопровождается резкими перепадами артериального давления;
- острых вирусных заболеваниях;
- акубаротравме;
- переломе основания черепа;
- ишемии центрального отдела слуховых анализаторов;
- неврозе слуховых нервов;
- аневризме сосудов.
Виды аудиометрии
В настоящее время выделяют несколько видов аудиометрии:
- тональная;
- компьютерная;
- речевая.
Тональная аудиометрия
При тональной аудиометрии определяется порог чувствительности слуха к звуковым волнам на разных частотах (от 125 до 8000 Гц). Главной задачей врача-сурдолога является определение того минимального уровня, который слышит его испытуемый, и максимального порога, который является предельным для отдельно взятого пациента.
Для проведения тональной аудиометрии пациент должен находиться в звукоизолированном помещении или специальной кабине. Исследуемый надевает наушники, через которые подаются звуковые волны (сигналы, звуки) различной частоты. В то же время задачей пациента является нажатие кнопки в ответ на сигнал (при условии, что он его слышит). Определенные акустические параметры, используемые при работе оборудования, позволяют исследовать костную проводимость улитки уха.
Обследование осуществляется следующим образом: к голове пациента за ухом крепится небольшое приспособление, называемое костным вибратором, подающее вибрационные сигналы. Минуя слуховые проходы, они должны попадать прямо во внутреннее ухо человека.
Таким образом, тональная пороговая аудиометрия позволяет определить максимально доступные и комфортные для пациента границы звукового диапазона.
По результатам проверки составляется аудиограмма. Она представляет собой график. На вертикальной оси отмечаются параметры частоты звука, подаваемого пациенту, а на горизонтальной — минимальная громкость, которую он услышал.
Аудиограмму используют для выявления причины снижения слуха и выбора адекватной лечебной тактики. А также подбора и настройки слухового аппарата, если это необходимо.
Уровни воздушной и костной проводимости на аудиограмме отмечаются различными линиями. В первом случае используется сплошная линия (воздушная), а во втором — пунктирная (костная). Исходя из построенного графика, врач сурдолог-оториноларинголог интерпретирует результат и подбирает наиболее правильную тактику лечения.
Компьютерная аудиометрия
В связи с использованием высокоточного оборудования компьютерная аудиометрия считается наиболее объективным методом исследования остроты слуха.
Но при этом компьютерная аудиометрия имеет особенность проведения: пациент должен находиться в состоянии сна. К уху пациента крепится электрод, подающий разночастотные звуковые сигналы. Датчики, расположенные на голове, регистрируют реакцию мозга на каждый из сигналов и передают сведения в компьютерную систему. Та, в свою очередь, автоматически составляет аудиограмму.
Речевая аудиометрия
Речевая проверка слуха позволяет определить индивидуальную чувствительность пациента к звуковым волнам. Данный метод считается самым простым и легким, не требующим использования каких-либо инструментов и оборудования. Проводится он с помощью шепота или обычной разговорной речи.
Симптомы
В период формирования серной пробки человек не ощущает каких-либо значимых изменений самочувствия. Чаще всего клинические проявления возникают после контакта с водой: человек принял душ или искупался в водоеме, вода попала в слуховой проход. Ушная сера, намокая, превращается в чрезвычайно липкую субстанцию, похожую на пластилин. Попадая на барабанную перепонку, серная пробка вызывает снижение слуха. Отсюда и все сопутствующие неприятности
При подозрении на возникновение серной пробки следует обратить внимание на следующие симптомы¹:
- ощущение инородного тела в слуховом проходе;
- ощущение эхо собственного голоса в ушах (аутофония);
- ухудшение слуха;
- болезненные ощущения, чувство распирания;
- гул в ушах.
При давлении серной пробки на барабанную перепонку могут возникать рефлекторный кашель, головная боль, тошнота и головокружение.
При возникновении подобных симптомов следует как можно скорее обратиться к отоларингологу, поскольку продолжительное давление уплотненной ушной серы на барабанную перепонку способно спровоцировать воспаление среднего уха.
Мнимая гигиена
К мнимой гигиене относится, например, неправильное использование ушных палочек. Многие совершают грубую ошибку, проталкивая ватной палочкой серу внутрь и тем самым утрамбовывая ее. В результате может образоваться серная пробка. Кроме того, неаккуратным движением можно повредить барабанную перепонку.
Однако это не означает, что от ушных палочек следует немедленно избавиться: надо просто научиться правильно ими пользоваться. Серу нужно вычищать аккуратными круговыми движениями, не погружая ватную палочку слишком глубоко в слуховой проход. Оптимальный вариант — использовать специальные ватные палочки с ограничителями. Они предохраняют барабанную перепонку от повреждений и препятствуют излишне глубокому проникновению палочки в слуховой проход, что помогает избежать утрамбовывания ушной серы.
Аудиометрия слуха: степени глухоты
В оториноларингологии различают следующие степени потери слуха:
- Нормальный (0-25 дБ). На этом уровне слух находится в нормальных пределах и аудиометрия слуха не требуется.
- Слабая (26-40 дБ). Слабая потеря слуха может привести к невнимательности, затруднению подавления фоновых звуков и возникновению проблем при прослушивании бытового шума. Пациенты с такой степенью глухоты могут не слышать тихую речь. Дети с нарушениями звукового восприятия сильнее устают после длительных занятий по причине необходимости прислушиваться к происходящему у классе.
- Умеренная (41-55 дБ). Дефект влияет на развитие речи, синтаксис и артикуляцию, взаимодействию с окружающими и на чувство собственного достоинства. Пациенты не всегда улавливают разговорную речь. Для того чтобы установить диагноз нужно пройти аудиограмму.
- Умеренно-тяжелая (56-70 дБ). Ведет не только к проблемам разборчивостью речи, но и ее воспроизведением. Пациенты с таким диагнозом больше не слышат обычных разговоров и сами выражаются неразборчиво. Диагностирует состояние аудиограмма на тугоухость.
- Серьезная (71-90 дБ). Больной не реагирует на обычные и более громкие звуки, лишь изредка он улавливает шум.
- Глубокая (> 90 дБ). Полная глухота.
Для точной диагностики состояния пациента необходимо пройти аудиограмму. В зависимости от ее результатов специалист назначит лечение и произведет корректирующую терапию, назначив процедуры или порекомендовав оптимальные по параметрам слуховые аппараты.
Слух в шуме
Тест на слышимость в шуме (HINT) измеряет способность человека слышать речь в тишине и в шуме. В тесте от пациента требуется повторять предложения как в тихой обстановке, так и с конкурирующим шумом, доносящимся с разных сторон. В частности, существует четыре условия: (1) предложения без конкурирующего шума, (2) предложения с конкурирующим шумом, предъявляемые непосредственно перед пациентом, (3) шум, предъявляемый под углом 90 ° справа от пациента, и (4) ) шум представлен под углом 90 ° слева от пациента. Тест измеряет соотношение сигнал / шум для различных условий, которое соответствует тому, насколько громко предложения должны воспроизводиться поверх шума, чтобы пациент мог правильно их повторять в 50% случаев.
Травмы, болезни и другие причины снижения слуха
Мы можем слышать благодаря способности воспринимать звуковые волны, распространяющиеся по воздуху. Снижение слуха может быть вызвано различными причинами. Степень выраженности нарушений зависит от того, какая именно область поражена: наружный проход, среднее или внутреннее ухо, проводящие пути слухового анализатора. Среди основных факторов, вызывающих частичную и полную потерю слуха отмечают:
Согласно статистическим данным, потеря слуха, приводящая к инвалидизации, в мире сегодня диагностирована у 360 млн человек. 32 млн из этого числа — дети. Вероятность появления на свет малыша с отсутствием слуха, по статистике, составляет 1:1000. В два раза чаще дети теряют слух в возрасте до года. Причиной тому могут быть генетические факторы, травмы, полученные при родах, и инфекции. При этом у 60% детей с подобной проблемой, ее появление можно было бы предотвратить. С возрастом вероятность потери слуха возрастает. После 45 лет с такими нарушениями сталкивается примерно 17% населения, после 65-ти — свыше 35%. Возрастным изменениям подвергаются все отделы органа слуха, в той или иной степени приводящие к нарушениям звукового восприятия.
Основную опасность для слуха несут хроническое гнойное воспаление среднего уха и осложнения, развивающиеся на фоне острого среднего отита. Течение таких заболеваний приводит к образованию рубцов, ограничивающих подвижность слуховых косточек и барабанной перепонки. Также негативно сказаться на здоровье органа слуха могут паротит, корь, скарлатина и даже грипп, а точнее, осложнения, к которым они приводят. Повлиять на качество слуха могут болезнь Меньера, ревматоидный артрит, атеросклероз и сахарный диабет.
Это могут быть травмы и уха, и головы. Травмировать внутреннее ухо можно даже при неаккуратном удалении ушной серы с помощью ватной палочки. Нередко с частичной потерей слуха сталкиваются пловцы, которым в уши постоянно попадает вода.
Особенно нужно отметить ототоксичные антибиотики, нестероидные препараты противовоспалительного действия и петлевые диуретики. Такие лекарственные средства может назначать только врач, и их прием должен происходить под непрерывным контролем специалистов.
Кроме того, негативное влияние на здоровье органа слуха оказывают резкие вибрации и шумы. Основную группу риска составляют работники так называемых «шумных» производств, например, специалисты, обслуживающие машиностроительные конвейеры, или шахтеры. Нередки случаи, когда к снижению слуха приводит частое прослушивание музыки через наушники на высокой громкости.
Как проверить слух без врача: домашние методики
Как определить правильное развитие слуха малышей без посещения врача? Все просто — нужно следить за его реакциями на звуки, разговоры и этапы формирования речи. В раннем возрасте проблемы могут быть, если малыш, не видя родителей, не реагирует на их голос, не поворачивает головы и не ищет их глазами. В более старшем возрасте, с годика, можно задавать ему простые вопросы — «где кукла?», «где шарик?». Реакцию на низкие, средние и высокие частоты можно проверить, применив арсенал игрушек, дающих разные по частоте звуки. Барабан подойдет для исследования низких частот, погремушки и пищалки для высоких, дудочки — для средних. Если издавать ими звуки вне поля зрения ребёнка, когда он их слышит — он будет оборачиваться. Также необходимо проверить и шепотную речь, если малыш тугоухий (снижен слух) он будет слышать громкую речь, но не реагирует на шепот. Причем шепотом нужно также говорить вне поля зрения ребёнка, иначе они могут просто «читать по губам».
В любом случае, если кажется, что развитие слуха малыша нарушено, либо он плохо вас слышит — стоит обратиться к врачу. Специалист подтвердит или опровергнет опасения.
Развитие внутриутробно и после рождения: что важно знать родителям
Детишки могут слышать еще задолго до появления на свет, и родители могут в этом убедиться, если разговаривают с крохой в животике. Он реагирует на голоса родных и чужих людей: слыша голос матери или отца, он может оживляться, в ответ на незнакомые звуки замирает. Естественно, это не полноценное распознавание звуков, кроха находится в водной среде, окруженный тканями матки и различает только резкие и громкие звуки, передающиеся как вибрации на слуховые косточки. Звуки низкой частоты слышатся лучше, чем высокие.
В момент рождения его наружное ухо и все его внутренние отделы полностью сформированы, функционируют они так же, как у родителей. Обычно слух сегодня проверяют у детей еще в роддоме, это проводит врач специальным прибором, помещая в ушко крохи особый зонд, посылающий импульсы и воспринимающий ответ на них с перепонки. Если же слух не был проверен при рождении, родители могут обратиться к ЛОР-врачу в первые месяцы жизни, чтобы выявить возможные проблемы и как можно раньше их решить, чтобы не пострадало раннее развитие детей и последующее формирование навыков коммуникации.