«не лучше ли переболеть?» и еще 11 важных вопросов о кори

График прививок, которые нужно сделать до года: календарь и список с описанием

Вакцинация, проводимая в первый год жизни, начинается еще в роддоме, в первые сутки после рождения. Для эффективной иммунизации некоторые прививки выполняются неоднократно в разных возрастах. Помимо утвержденных законодательно обязательных вакцин, существуют дополнительные, которые могут быть введены ребенку по желанию родителей: от ветряной оспы, гепатита А и на время эпидемий – от энцефалита и гриппа.

Таблица прививок, которые делают детям до года, по месяцам

Возраст детей Вакцина
Первые сутки после рождения Вирусный гепатит В – первично
3-7 день жизни БЦЖ-М (туберкулез)
Первый месяц Вирусный гепатит В – повторно
Второй месяц Вирусный гепатит В – третий раз для детей из группы риска   Пневмококковая инфекция – первично
Третий месяц Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит (инактивированная вакцина) – первично
Четвертый и пятый месяцы Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит (инактивированная вакцина) – повторно   Пневмококковая инфекция – повторно
Шестой месяц Коклюш, столбняк, дифтерия и полиомиелит («живая» вакцина) – третий раз   Вирусный гепатит В – третий раз
Двенадцатый месяц Эпидемический паротит («свинка»), корь, краснуха – первично

Описание схемы вакцинации

Вирусный гепатит В

Болезнь поражает печень, дает осложнения в виде цирроза. Препарат против нее включает белки вируса гепатита В. Процедуры, проводимые в первый год жизни, защищают организм от заболевания до 8 лет. Для детей, которые относятся к группе риска по данной болезни (матери являются носителями вируса или болеют гепатитом В), предусмотрен ускоренный график вакцинации, предполагающий проведение четвертой процедуры. Возможные реакции: повышение температуры тела до 37,5℃ , покраснение в зоне укола.

БЦЖ-М (туберкулез)

Болезнь поражает легкие и дает осложнения на мозг и кости. Препарат для защиты от нее содержит бактерии бычьего туберкулеза (ослабленные, которые не вызывают заболевания у людей). Однократная процедура защищает до 7 лет. При ослабленном иммунитете (по реакции Манту) включают повторную вакцинацию в график после года. Отсроченная реакция может проявляться в виде уплотнения в месте укола, на месте которого остается небольшой шрам.

АКДС (столбняк, коклюш, дифтерия)

Заболевания, по которым регистрируется очень высокая смертность среди новорожденных, опасны вырабатываемыми возбудителями токсинами. Комплексный препарат содержит малую концентрацию токсинов столбняка и дифтерии, а также неактивную палочку коклюша. После укола возможно локальное покраснение и уплотнение кожи, а также повышение температуры тела до 38℃, сонливость либо излишняя возбудимость, недомогание.

Полиомиелит

Поражает ЦНС, ЖКТ, эндокринную систему, характеризуется высокой смертностью, может приводить к параличу. Инактивированные препараты против заболевания содержат только белки вирусов, «живые» – ослабленный вирус. Иммунитет вырабатывается до 10 лет. В месте укола возможно покраснение и уплотнение. Если препарат дается перорально, то реакций почти не бывает, за исключением аллергии в виде кожной сыпи.

Краснуха, корь, эпидемический паротит («свинка»)

Болезни опасны осложнениями и тяжелым течением. Профилактические препараты против них содержат ослабленные возбудители (вирусы), вызывающие 100% иммунный ответ, но не приводящие к заражению других людей. Иммунитет вырабатывается до 5 лет. После процедуры возможны: повышение температуры тела, увеличение лимфоузлов, покраснение щек и глаз, заложенность носа.

Пневмококковая инфекция

Представляет собой комплекс болезней, которые провоцируются бактерией Streptococcus pneumoniae. К ним относятся острый средний отит, пневмококковая пневмония, гнойный пневмококковый менингит, артриты, эндокардиты, плевриты. Обычно эта инфекция выступает как осложнение других. Ранее детей прививали от перечисленных болезней на платной основе.

«Ваш ребенок болен? В этом виноваты вы»

Я объясню почему. Вспомните, что мы говорим женщинам с небольшим сроком беременности, а иногда даже до беременности, а потом еще и после рождения ребенка, о том, как им быть хорошими родителями. Начиная с советов, как рожать, как кормить, какую выбрать школу или вуз, мамам твердят, что успехи или неудачи их детей зависят от того, сколько усилий они к этому приложат. 

Эти признаки индивидуалистической культуры видны в наших поступках, когда мы обвиняем матерей, если с их ребенком что-то не так. Ваш ребенок болен? У него плохие оценки? Он плохо себя ведет? Скорее всего, в этом виноваты вы. 

Педиатр Сергей Бутрий: Я был полноценным антипрививочником

И когда какое-то ваше решение оказывается неидеальным, кто-нибудь обязательно укажет вам на ваш промах. Потому что за вами следят. Когда я была беременна, то пару раз покупала себе кофе, и какие-то женщины одергивали меня и спрашивали, а без кофеина ли кофе я беру? 

Но мы не просто рассматриваем действия мам словно под микроскопом, мы еще и не верим в то, что исключительно всем детям удастся преуспеть в этом мире. Не хватает места в хорошей школе или престижной футбольной команде, трудно найти работу после вуза. И так мы стравливаем родителей, заставляя их словно соревноваться в ловле рыбы в небольшом озере возможностей, где каждый норовит поймать как можно больше рыбы только для своего ребенка. 

И недавние скандалы с принятием детей в разные вузы — хороший тому пример. Родители платили крупные суммы, чтобы обеспечить своим детям успех в мире, в котором, кажется, не всем хватает места под солнцем. 

Но наша проблема не только в том, что мы воспитываем детей в культуре индивидуализма, но и в наших советах другим относительно здоровья. 

Организации здравоохранения, терапевты, вебсайты, блоги, журналы, различные приложения, напоминания на часах, друзья, даже родственники скажут вам, что ваше здоровье — это ваше личное дело. Ваше здоровье зависит только от вас. Считайте калории, считайте шаги, ешьте меньше жирного и сладкого, пейте больше воды. Не помню, что там насчет углеводов, на их счет тоже много всяких советов. 

Когда мы узнаем, что кто-то из наших знакомых заболел, мы почти всегда интересуемся, а какие его действия или бездействия привели к болезни. 

На самом же деле многие болезни не подвластны самому человеку. Некоторые из них передаются генетически, причина других — окружающая среда, а некоторые — просто не повезло

Но мы не принимаем это во внимание. Мы ведем себя так, как будто, если ты правильно питался, значит ты будешь здоров. 

Если мы соединим эти две тенденции вместе: ту, которая говорит, что как родитель вы сами решаете, как обеспечить успех своему ребенку, и ту, которая говорит, что от ваших решений зависит, здоровы вы или нет, то тогда нет ничего удивительного в том, что все чаще решение о вакцинации родители считают личным выбором, так же как и остальные решения, касающиеся их семьи. 

Только иногда наши личные решения способны серьезно повлиять и на других. 

Запрет посещать сад или школу будет считаться нарушением права ребенка на получение образования?

Отказ в допуске ребенка в образовательное учреждение или его разобщение с обследованными детьми не свидетельствуют о нарушении его права на получение образования. Поясним…

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В связи с этим на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Вместе с тем в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. К компетенции образовательных организаций относится создание условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, в организациях отдыха и оздоровления детей, образовательных организациях должны выполняться требования санитарного законодательства и осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся.

Законом предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование (ст. 17 Закона об образовании). Если ребенок не прошел обследование на туберкулезную инфекцию, он может быть зачислен в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение здорового детского коллектива. И это не будет противоречить действующему законодательству: как указал Верховный Суд РФ, таким образом будет обеспечено право на общее образование детей, не прошедших иммунодиагностику, при соблюдении права каждого обучающегося на охрану здоровья.2

Следует учитывать, что в случае проведения массовой вакцинации для предотвращения заражения непривитого ребенка допускается его разобщение с остальной группой детей на определенный период. Так, при вакцинации против полиомиелита непривитых детей разобщают с привитыми на 60 дней (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июля 2011 г. № 107 «Об утверждении СП 3.1.2951-11 “Профилактика полиомиелита”»). При этом руководители образовательных учреждений обязаны организовать раздельное пребывание таких детей в стенах образовательного учреждения.

Что это за волшебство такое происходит, что ребенок умеет даже «себя заболеть»?

Исключительно наше бессознательное, в котором есть очень много темных зон.

Ребенок подчинен мифологическому мышлению, он в мире фантазий  и там он всемогущ, велик и может управлять телом.

Это не только дети, взрослые делают то же самое. Когда я, вдруг, не хочу идти на какое-то собрание, где я сто процентов встречусь с неприятным мне человеком, которого я, например, боюсь, но прямо об этом заявить не могу, я спасаюсь от страха при помощи коликов в желудке. Это могут быть болезненные менструации, если мы говорим о женщине. Пожет подняться давление, можно даже заработать травму. Или второй вариант решения проблемы: я лгу на эту тему. Но если мне лгать нельзя, то все структуры поднимаются и что-то происходит..

В идеале, конечно, тут нужны прямые транзакции или разбор причин страха,  но это уже очень глубокая работа.

По сути, этому всему, этой магии, мы учимся в детстве. И вот этот момент, который вы описываете, это как раз маркер запрета “не быть здоровым” у ребенка.

Риск в том, что завтра ребенок может добиваться чего-то путем таких же манипуляций. “Если я хочу получить желаемое, то я буду болеть”. И если в каких-то ситуациях мы будем говорить “нет” (когда такая ситуация уже сформирована) и игнорировать, то это может усиливаться.

Что же с этим делать?

Ок, сейчас мама осталась. Ребенок чудным образом исцелился — магия. В этой истории ребенку 4 года — то есть он уже владеет своим телом безупречно, он может разговаривать. Нам нужно, на уровне ребенка, сесть и поговорить с ним. “Малыш, я хочу, чтобы ты был здоров, я понимаю, что ты скучаешь, тебе страшно, что мама куда-то уезжает. Но мама уезжает не от тебя. Мама уезжает по делам и к тебе вернется.”

Самое сложное — это разговор со всеми остальными. Системой, которая явно включилась и ребенку подкрепила неосознанно это поведение.В результате ведь  все тоже успокоились — ну вот, все так, как должно быть, система расслабилась. Но нет, так же быть не должно.

«Что тебя злит, чего боишься ты, когда я поеду на форум? Обратил ли ты внимание, что на наших глазах произошло прямо таки исцеление — ребенок заболел, и потом выздоровел, когда я осталась. Я вижу в этом некую манипуляцию и определенные риски, что ребенок может привыкнуть так себя вести

Что в этом видишь ты и как мы можем выходить из подобных ситуаций?”

Как ни крути, такие ситуации требуют круглого стола, не скандала, а разговора, потому что без вскрытия этих правил игры, ничего не изменится.

А скандал?

Скандал — это тоже психологическая игра. Сейчас объясню разницу. Что такое конфликт? Конфликт — это когда не совпадают цели, ценности и потребности. И у нас в ментальности очень слипшиеся конфликты и скандалы.

Конфликт — это несовпадение, которое можно решить путем переговоров, потому что цель конфликта — прийти к компромиссу.

Но если конфликт переходит на выяснения на повышенных тонах, на скандал и меряние силами, и если конфликт не приводит к компромиссу, то это уже скандал, который является психологической игрой, и цель его скрыта.

То есть в конфликте цели заявлены. Например: “Я не люблю молоко и пить его не буду”. Добрая хозяюшка говорит: “О, простите, я не знала, что вы не любите молоко, больше вам не буду его подавать.” Конфликт исчерпан.

Но, если я, вдруг, пришла в дурном настроении, и подумала: “Молоко… Как они задолбали. Это специально, что ли? Мир не знает, что я, мое величество, не пьет молоко? А ну иди сюда…”

И я пойду через обесценивание, оскорбления, я возьму свою важность токсичным путем

Ключевая разница между этими явлениями: конфликт может быть исчерпан в любой момент, а скандал  призван удовлетворить свое эго или какую-то неудовлетворенную потребность.

В наших семьях чаще всего происходят скандалы, потому что кто-то пытается сохранить безопасность системы, о которой мы говорили, а кто-то пытается выбить свое право развиваться.

Почему возникают мифы о прививках?

На самом деле, большинство современных мифов о прививках почти полностью повторяют доводы антипрививочников прошлого4. Просто сегодня они стали более яркими за счет использования видео, соцсетей и других технологий, которых не было в XIX веке. Некоторые платформы пытаются бороться с этим движением, например с сентября 2019 года сеть «Вконтакте» стала показывать предупреждение перед открытием страниц с призывами отказа от вакцинации5.

Отдельные страны объявили бой антипрививочникам на государственном уровне. В частности, вакцинация является обязательной в Китае, Аргентине, большинстве европейских стран, а отказ от прививок грозит суровыми карами. Вот лишь несколько примеров:

  • В США, за отдельными индивидуальными исключениями, вакцинация является обязательной для посещения школы.

  • В Аргентине без справок о прививках нельзя получить не только образование, но также свидетельство о браке, паспорт и водительские права.

  • В Австралии действует инициатива «No Jab, No Pay» (Нет вакцинации — нет дотации)7, лишающая родителей-антипрививочников налоговых льгот и делающая образование ребенка весьма накладным.

  • Во Франции отсутствие прививки рассматривается как одна из форм жестокого обращения с ребенком и может привести к судебному преследованию8.

Россия относится к антивакцинаторам более чем либерально. В соответствии с федеральным законом № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» непривитых детей могут отстранить от занятий только при угрозе массового заболевания9. А Министерство просвещения даже вынуждено опровергать новости об обязательной вакцинации для посещения школы10.

Пока процент сознательных мам и пап в нашей стране остается высоким, и коллективный иммунитет еще работает. Мы надеемся, что так будет и дальше, и верим, что этой статьей убедим хотя бы нескольких родителей, задающих вопрос, зачем нужно делать прививки. А заодно дадим вам несколько аргументов для дискуссий со знакомыми антипрививочниками.

Характеристика возбудителя кори

Корь – это вирусное инфекционное заболевание.

Особенности возбудителя

Вирус кори имеет следующие особенности:

  • очень нестоек во внешней среде. Погибает в течении часа, находясь в жидкости, и мгновенно при высыхании. Чувствителен к ультрафиолету и солнечному свету, кипячению (это учитывают при уходе за больным). При пониженных температурах может жить несколько недель;
  • обладает высоким сродством к эпителию слизистых и к клеткам ЦНС;
  • очень летуч и обладает почти 100% заражающей способностью (заражаются 95-98% контактных).

Как можно заразиться?

Корь – это антропонозная инфекция. Её источником является только заболевший человек, который передаёт инфекцию воздушно-капельным путём чихая, кашляя, сморкаясь и разговаривая.

Заразным человек становится за 5-6 дней до появления специфического симптома кори – сыпи. Заразиться можно, находясь в одном помещении с больным, в общественном транспорте. Иногда достаточно и просто зайти в течении часа в комнату после заболевшего.

Незаразным человек становится на 5 сутки периода высыпаний при неосложнённом течении инфекции.

Есть трансплацентарный способ передачи от матери к плоду. Как итог — выкидыши и замирание беременности, патология ЦНС у ребёнка.

Когда делают прививку ИПВ и ОПВ вакцинами

Оба вида вакцины могут использоваться для постановки прививок детям. Вакцинацию проводят согласно графику. К тому моменту, когда ребёнок пойдёт в школу или детский сад, ему должны быть сделаны все полагающиеся прививки против полиомиелита.

График прививок от полиомиелита

Согласно национальному календарю прививок, применяется следующая схема вакцинации от полиомиелита:

  • 3 мес.;
  • 4,5 мес.;
  • 6 мес. (начиная с этого возраста, возможно использование ОПВ);
  • 1-я ревакцинация — в 1,5 г.;
  • 2-я — в 20 мес.;
  • 3-я — в 14 лет.

Если используется вакцина ИПВ, схема отличается. Детям с иммунодефицитом делают 3 прививки, всем остальным достаточно двух. Первую иммунизацию проводят в 2-3 месяца, последующие — с интервалом 45 дней. Через год после первичной иммунопрофилактики предусмотрена ревакцинация против полиомиелита, а через 5 лет — ещё одна.

Живая вакцина более эффективна, но она чаще становится причиной побочных действий, а противопоказаний к ней больше, чем к ИПВ.

Внеплановая вакцинация от полиомиелита

Иногда возникает необходимость привить пациента вне графика. Типичные ситуации:

  • нет данных о том, была ли поставлена прививка ранее. Вакцинацию проводят так же, как непривитым детям. Тех, кто младше 3 лет, прививают 3 раза с интервалом в 1 месяц, затем 2 раза проводят ревакцинацию. В возрасте от 3 до 6 лет также проводят 3 вакцинации, но ревакцинация только одна. До 17 лет делают остальные прививки, предусмотренные графиком.
  • однократную иммунизацию вакциной ОПВ проводят, если предстоит выезд в экзотическую страну. Рекомендуется делать прививку от полиомиелита детям за 4 месяца, чтобы успел сформироваться иммунитет.
  • внеплановую иммунизацию проводят, когда число зарегистрированных случаев патологии превышает установленный порог. Сколько прививок от полиомиелита придётся сделать, зависит от штамма, который стал причиной эпидемии.

Побочные действия на прививку от полиомиелита

Нормальная реакция на иммунизацию — небольшое покраснение, отёчность. Эти явления вскоре проходят. Нежелательные реакции у ребёнка на прививку бывают редко. К ним относят:

Расстройство пищеварения. Наблюдается у самых маленьких. Если жидкий стул сохраняется в течение 1-2 суток, нужно показать малыша врачу

Важно не затягивать, так как проблемы с ЖКТ могут быть не только следствием вакцинации, а симптомом кишечной инфекции.

Вакциноассоциированный полиомиелит (ВАПП). Проявляется через 4-13 дней после введения ОПВ

При вакциноассоциированном полиомиелите симптомы у детей после прививки бывают такими: головная боль, слабость, высокая температура, боль в мышцах и спине, ослабление сухожильных рефлексов, паралич.

При подозрении на ВАПП пациента помещают в стационар. Лечение такое же, как при обычной форме заболевания.

побочные реакции после вакцинации от полиомиелита

Защита от COVID-19

COVID-19, как правило, в детском возрасте протекает легко, и в госпитализации нуждаются менее 2 % детей с симптомами . Частота поступления госпитализированных детей в реанимацию колеблется от 2 % до 13 % . В некоторых американских исследованиях говорится о более высоких показателях (от 10–25 % до 33 % ). Однако эти цифры часто включают детей, госпитализированных с COVID-19, а не вследствие COVID-19, и поэтому степень тяжести в этих случаях завышена. У детей и подростков риск смерти от инфекции SARS-CoV-2 составляет 0,005 % , а у тех, кто госпитализирован с COVID-19, — 0–0,7 % .

Однако, опять же, эти цифры часто включают детей, умерших c SARS-CoV-2 в качестве сопутствующего заболевания, а не из-за самой инфекции (недавнее популяционное исследование показало, что только 41 % случаев смерти детей, о которых сообщалось, что они произошли в результате инфекции SARS-CoV-2, были вызваны COVID-19) . Поэтому профилактика инфекции SARS-CoV-2 не является столь веским аргументом в пользу вакцинации всех здоровых детей, как в случае взрослых. Тем не менее, ситуация может измениться, если появятся новые штаммы, которые вызывают более тяжелое заболевание у условно здоровых детей.

На данный момент существует недостаточно данных для оценки риска развития миокардита у детей и подростков с COVID-19, хотя в одном американском отчете предполагается риск величиной 876 случаев на 1 000 000 . В другом исследовании сообщалось о вариабельном соотношении риска развития миокардита у пациентов с COVID-19 по сравнению с пациентами без COVID-19, равном 36,8 у детей младше 16 лет и 7,4 — у подростков в возрасте 16–24 лет . В третьем исследовании говорится о 8,2-кратном увеличении числа случаев госпитализации с миокардитом, но среди 1371 пациента (дети и подростки младше 18 лет) случаев инфицирования COVID-19 не было . Информация о прогрессировании миокардита на фоне инфекции SARS-CoV-2 (например, развитие фиброза), в настоящее время отсутствует.

В США с появлением более контагиозного варианта дельта недавний рост частоты инфицирования у детей привел к переполненности больниц и отделений интенсивной терапии . Для госпитализированных детей показатели поступления в отделение интенсивной терапии и смертности в настоящее время стабильны на уровне 23 % и 0,4–1,8 % соответственно . Следует отметить, что это произошло в условиях низкого охвата вакцинацией взрослого населения, а также ввиду несоблюдения профилактических мер. Нет сведений, указывающих на возрастание тяжести COVID-19 у детей с тех пор, как дельта-вариант стал доминирующим.

В настоящее время вакцины против COVID-19 имеют разрешение на экстренное применение только у детей в возрасте от 12 до 16 лет и предназначены для устранения жизнеугрожающих состояний. Было установлено, что если дети не подвержены высокому риску тяжелого COVID-19 из-за наличия основного заболевания, неясно, перевешивают ли преимущества риски в этой возрастной группе, так что следует ожидать одобрения в рамках стандартного процесса регулирования .

Есть веские причины рассматривать возможность проведения вакцинации детей и подростков с более высоким риском госпитализации или тяжелого течения заболевания в результате инфекции SARS-CoV-2, поскольку в их случае риск вреда от вакцинации оценивается как более низкий, чем риск вреда от самой инфекции. В этот список входят дети с неврологическими нарушениями, синдромом Дауна, иммунодефицитом, злокачественными новообразованиями, некоторыми сердечными, респираторными и почечными заболеваниями, ожирением и плохо контролируемым диабетом .

Низкий риск госпитализации и смерти от COVID-19, возможно, не является убедительным аргументом против вакцинации, поскольку риск аналогичен или даже выше, чем при других заболеваниях, против которых регулярно проводятся вакцинации, например, ветряная оспа, краснуха, гепатит А и грипп . Кроме того, если инфицирована большая часть детей, то даже очень низкая встречаемость тяжелого заболевания также может привести к высокому абсолютному количеству случаев. К тому же, странах с низким/средним уровнем дохода (СНСД) COVID-19 может сильнее сказаться на здоровье детей из-за сопутствующих заболеваний, влияющих на иммунитет, включая диарею, лихорадку денге, туберкулез, недоедание, задержку роста и анемию .

Аналогичным образом, в странах с высоким уровнем дохода дети из малообеспеченных семей и групп этнических меньшинств чаще заражаются SARS-CoV-2, что может быть связано с большей вероятностью проживания с непривитыми взрослыми или в многопоколенных и переполненных семьях . Также сообщалось, что у этих детей более тяжелое течение инфекции и они чаще страдают от PIMS-TS .

Дети регулируют отношения в семье болезнями. Почему и что делать?

Предыстория: одна из редакторов у нас работает в другом городе. Планировала приехать в Киев на конференцию: все подготовлено, билеты куплены. Но за полдня до времени отправки поезда ребенок заболевает, повышается температура. Муж молчит, бабушка отказывается брать больного ребенка. Когда мама решила, что никуда не едет, ребенок буквально на следующее утро выздоровел. Конференция была на тему бизнеса и самостоятельности женщин. Может ли быть в этом всем определенная взаимосвязь?

Однозначно тут можно проследить связь. Семья — это система, которая живет по своим правилам, по своим законам и выгодам. И тут есть признаки психологических игр.В чем проблема таких игр. В том, что роли распределяются  по умолчанию и с ними, как умолчанию все согласны. Ведь обсуждения за круглым столом, на котором было бы решено, кто в семье будет выполнять какую роль, редко происходят. Это уже про семейные контракты, которых многие очень боятся.  Почему-то считается, что брачный контракт — это только про деньги и с вектором на развод (о том, как мы будем делить имущество, а не как мы будем сосуществовать в нашей семейной системе).Отсутствие четких договоренностей — прекрасная почва для психологических игр.

Что касается детей. Дети приходят в систему, и, удивительно, но на невербальном и эмоциональном уровне  считывают правила системы. И они интуитивно знают:  кто няня, а кто козел отпущения, кто няня, а кто повар, кто страж порядка, а с кем можно своевольничать. Учитывая, что ребенок пришел в это систему, ему тоже негласно назначается некая роль. Конечно, эти процессы происходят очень быстро и неосознанно. Как раз для этого и нужны круглые столы, чтобы обсудить эти процессы и вывести в осознанность.

Почему ребенок заболевает?

Ребенок чувствует на неосознанном уровне, что он ответственный за то, чтобы система продолжала работать по давно существующим устоям. Потому что они гарантируют безопасность и стойкость системы, то есть, она не развалится. И вот когда кто-то, мама или папа (в этой истории мама) вдруг  начинает выбиваться из правил системы, это очень тревожный фактор. Например, у мамы была роль кормилицы и воспитателя ребенка и вдруг она решила, что она самостоятельная женщина, которая хочет развития, ездить на форумы, заниматься саморазвитием, как-то отделяться от системы. Ой, а система не готова. Потому что нестабильность — это угроза безопасности такой системы.

Получается, что внутренний психологический фон меняется, недоволен папа — но он сопит и молчит, бабушка охает и, возможно, что-то говорит. Это может быть не прямое послание: “Я не хочу, чтобы ты ехала, потому что я не хочу заниматься вашим ребенком”. Вы что, ак не делают хорошие бабушки:)! Хорошие бабушки охают, ахают, возмущаются, — одним словом, транслируют свое недовольство как умеют, другими способами. И ребенок интуитивно включается в эту игру.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: