Шизофрения

Лечение шизофрении

Лечение шизофрении представляет собой очень трудную задачу. Осознавая крайне низкую вероятность полного исцеления, психиатрия ставит себе задачу полноценной поддержки пациентов, учащения и удлинения периодов ремиссии, возвращения или максимальной интеграции больного в общество, и, безусловно, купирования наиболее выраженных и тяжелых симптомов.

Лекарственная терапия шизофрении включает назначение нейролептиков (антипсихотических препаратов), главным представителем которых является хлорпромазин (торговое название «Аминазин»). Нейролептики направлены на устранение продуктивных симптомов. Длительность приема, выбор конкретных препаратов или их комбинация, режимы дозирования подбираются строго индивидуально.

Может ли невроз перейти в шизофрению?

Мнение, что невроз способен перерасти в шизофрению, ошибочно. Эти заболевания принципиально разные, и прежде всего отличаются природой происхождения. Их могут объединять какие-то внешние проявления, например, присутствие фобий, навязчивых состояний, депрессии, но кардинальных отличий гораздо больше — мы написали о них выше. 

Симптомы невротического расстройства исчезают после оказания психологической помощи, а приступы шизофрении имеют хроническое течение. Иногда врачу сразу трудно поставить правильный диагноз, и то, что казалось сначала неврозом, оказывается психическим отклонением. Однако, это не значит, что он все-таки переходит в шизофрению — просто симптомы психического отклонения проявлялись постепенно, напоминая на начальном этапе невротическое расстройство.

Первые признаки шизофрении

У некоторых людей шизофрения обнаруживается внезапно, без появления тревожных симптомов. Однако, чаще всего, первые намеки на болезнь проявляются постепенно вместе с тревожными признаками. Многие друзья и родственники пациентов с шизофренией рассказывают, что видели, как с человеком происходит что-то не то, однако не знали, что это может быть.

На этой ранней стадии люди с шизофренией часто кажутся эксцентричным, немотивированными, лишенными эмоций и загадочными. Они изолируют себя от общества, начинают пренебрегать своим внешним видом, говорят странные вещи, демонстрируют общее безразличие к жизни. Они могут отказаться от любимых занятий, а их производительность на работе или в школе резко ухудшается.

Самые частые первые признаки шизофрении включают:

  • Социальная самоизоляция.
  • Враждебность или подозрительность.
  • Ухудшение личной гигиены.
  • Плоский, невыразительный взгляд.
  • Неспособность плакать или выражать радость.
  • Беспричинный смех или плач.
  • Депрессия.
  • Чрезмерная сонливость или бессонница.
  • Несвязная или иррациональная речь.
  • Забывчивость, несобранность.
  • Острая реакция на критику.
  • Использование странных, несуществующих слов.

Признаки невроза

Заболевание проявляется совершенно по-разному, но есть и общие симптомы:

  • повышенная чувствительность;
  • мнительность и тревожность;
  • резкая смена настроения по несущественному поводу;
  • депрессивное настроение;
  • трудности адаптации к изменившимся условиям;
  • навязчивые состояния.

Редко к появлению невроза могут привести следующие факторы: 

  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • алкоголизм, прием психотропных веществ;
  • травмы головы;
  • хроническое переутомление;
  • недостаток сна.

Из-за невроза может нарушаться сердечная деятельность, дыхание. Возникают проблемы с ЖКТ, боли в позвоночнике, озноб, нарушения сна и проблемы в интимной сфере (импотенция, фригидность). Частые признаки заболевания — хроническое чувство усталости, раздражительность, чувствительность к внешним раздражителям (звукам, запахам), головокружения.

СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Шизофрения в детском возрасте проявляется группами синдромов, охватывающих абсолютно все сферы деятельности ребенка: эмоциональную, социальную, интеллектуальную, поведенческую, волевую. В результате малыши теряют связь с реальностью, существуют в собственном, отстраненном, вымышленном мире.

Апато-абулический синдром сопровождается вялостью, безынициативностью, утратой интересов. Поведение характеризуется однообразными, бесцельными, вялыми движениями. Резко снижается активность. Дети утрачивают присущую им жизнерадостность. Обычно принимают одну позу, просиживая так довольно долго: стоят, лежат, сидят, не изменяя положения. Иной вариант – начинают отрешенно ходить или бегать, полностью игнорируя людей, происходящее вокруг

Внимание уделяют однообразным, стабильным процессам: поток воды, снегопад, движение рыбок в аквариуме. Часами способны наблюдать подобные явления

Малышей сложно заинтересовать игрой, новыми игрушками. Наблюдается быстрая пресыщенность любой деятельностью: начинают что-либо делать и сразу бросают, теряя интерес. Игра приобретает примитивные черты: катание машинки «туда-сюда», перекладывание игрушки с места на место, многократное отстукивание по поверхности.

Эмоциональный фон скудеет. Игнорируют родных. Родителей как будто не замечают. Теряют способность сопереживать друзьям, близким. Перестают выражать собственное недовольство или удовлетворенность. Игнорируют выполнение просьбы, задаваемые вопросы.

Безразличие проявляется по отношению к еде, внешнему виду. Перестают выполнять элементарные гигиенические процедуры. Носят грязную, порванную одежду вопреки уговорам родителей, порой надевая вещи наизнанку. Налицо регресс элементарных навыков. Относительно взрослые детки, приученные к правилам пользования туалетом, начинают испражняться на пол, в штаны, находясь в общественном месте.

Изменяется речь, становится тихой, скудной. Дети манипулируют односложными фразами. Называют себя, используя местоимения третьего лица. Разговаривают невнятно, смазано. Постепенно речь приобретает нечленораздельный характер. Часто и вовсе перестают разговаривать.

Психопатоподобный синдром проявляется неуравновешенностью, беспокойством, неустойчивым настроением. Эмоциональный фон малышей становится довольно лабильным. Остро воспринимают самые незначительные стимулы. Падают на пол, катаются по полу. Кричат, хаотично размахивают руками, ногами. Обычно подобные реакции являются ответом на неугодную просьбу.

Дети агрессивны. Грубят окружающим, способны плюнуть, ударить, толкнуть человека. Встречаются случаи раптоидного состояния: острый страх делает поведение детей неадекватным. Больной начинает метаться, бесцельно бегать, плакать. Бросается на прохожих, срывает одежду. Падает в грязь, катается в ней, затем внезапно вскакивает, бежит дальше.

Рождается самоагрессия. Больные нередко наносят самоповреждения: кусают себя, царапают, бьют. Проявляется повышенная чувствительность, провоцируемая громкими звуками, ярким светом. Порой малышей раздражает собственная одежда: дети фактически срывают ее.

Нарушается сон, становится поверхностным, тревожным. Ребенок трудно засыпает, прося взрослого лечь рядом. Просыпаются среди ночи, не может уснуть до утра.

Параноидный синдром определяется позитивной симптоматикой: бредом, галлюцинациями чаще слухового, тактильного характера.

Псевдоорганический синдром является конечным результатом течения болезни. Проявляется схизисом, расщеплением сознания. Характеризуется нарушением всех познавательных функций: восприятия, памяти, мышления, интеллекта.             

ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Относительно шизофрении действует простое правило: чем раньше выявлено расстройство, тем благоприятнее прогноз. Ранняя детская шизофрения проявляется еще в младенческом периоде. Однако редкие родители задумываются о присутствии болезни, скорее оправдывая симптомы психического расстройства кризисными периодами развития, недочетами воспитания.

Поскольку деткам свойственно фантазирование, нестабильность психических реакций, до 7 лет болезнь диагностируется затруднительно. Психиатрам не хватает четкости картины для постановки диагноза. Чаще официальное заключение выносится в пубертатном возрасте, в период манифестации расстройства, вызываемой гормональными всплесками. Но к данному возрасту болезнь успевает пустить корни, формируя стабильные патологические изменения личности, чем затрудняет предстоящее лечение. Подростковая шизофрения диагностируется только у 2% пациентов.

Таким образом, детская форма является сложным типом заболевания. Характеризуется тяжелым течением, спутанной клинической картиной, стойкими необратимыми изменениями психики.                 

Лечение неврозов

Если способов кардинально излечить шизофренические отклонении пока не существует в современной психиатрии, то с неврозами научились бороться. Прежде всего, терапия состоит в устранении психотравмирующего фактора. 

Например, если невротическое расстройство развилось на фоне сбитого режима дня, упадка сна, сильных эмоциональных стрессов, то необходимо исправить эти обстоятельства, нормализовать график, упорядочить время сна и бодрствования. Если тяжелое эмоциональное состояние является следствием психологических травм, в том числе и детских, негативных эмоций, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Специалист выяснит причины психологического дискомфорта и применит методы терапии для их устранения. 

Для лечения неврозов применяются также медикаментозные средства: нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, седативные препараты. Для снятия эмоционального напряжения прописывают массаж, арома- и фитотерапию, различные релаксационные процедуры. 

Причины возникновения шизофрении

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан раскрывает точную, наблюдаемую причину шизофрении. Этой причиной является сильнейшая травма звукового вектора в детстве, в результате которой возникает невроз звукового вектора.

Каждый вектор развивается в свою противоположность. Так, абсолютный интроверт, сосредоточенный на своих состояниях, — звуковой ребенок — должен в процессе развития до пубертата научиться сосредотачиваться снаружи, чтобы в дальнейшем суметь реализовать звуковую задачу познания себя и мира.

Если же окружающий мир оказывает исключительно болезненное воздействие на сверхчувствительную зону звуковика — ухо, то развитие останавливается, и в случае крайних травм происходит отказ от желаний, свойственных вектору. Так психика защищается в попытке выжить во что бы то ни стало. Возникает невроз вектора и неспособность реализовать потенциал, заложенный в векторе. В дальнейшем все проявления вектора будут с точностью наоборот от нормы.

В звуковом векторе происходит полный уход в себя, потеря способности к обучению, к восприятию смыслов, окружающего мира, людей. Человек оказывается словно замкнут в своей черепной коробке. Он теряет способность соотносить реальность с тем, что рождается в его голове. Происходит это до полного созревания, то есть до пубертата. Этим объясняется, почему симптомы и признаки шизофрении проявляются впервые чаще всего у молодых людей.

Заболеть шизофренией, если человек не имеет в своем векторальном наборе звуковой вектор, — невозможно.

Описанный психиатрами «синдром метафизической интоксикации» свидетельствует о том, как подросток пытается реализовать свой звуковой вектор, он ищет ответы на волнующие его вопросы, но не находит, увы. И если проследить клинически, то можно увидеть, что уже в подростковом возрасте их звуковой поиск становится болезненным, носит оттенки сверхценных и уже сформированных бредовых идей.

Шизофрения не передается генетически в том плане, что если у ребенка нет звукового вектора, то и шизофрении у него не будет. И даже если звуковой вектор есть у ребенка, но он получает правильное развитие и воспитание, то вероятность заболеть шизофренией равна нулю.

Ухо — самая чувствительная зона ребенка со звуковым вектором. Это прямая связь с психикой. Звуковой ребенок болезненно реагирует как на громкие, так и на тихие, но неприятные звуки. Это могут быть и какие-то механические звуки, и фальшивые музыкальные напевы. Крики, шум, оскорбления наносят непоправимый вред психике маленького звуковика. Слишком больно снаружи — и ребенок уходит в себя, то есть еще больше сосредотачивается на своих собственных внутренних переживаниях, что тормозит его психическое развитие. Человек, рожденный, чтобы вслушиваться наружу, не приобретает навыков для реализации.

В более осознанном возрасте болезненная реакция такого ребенка распространяется и на смыслы звучащих слов. Обидные и оскорбительные слова, сказанные звуковому ребенку или сказанные при нем, также имеют огромное разрушительное действие. Звуковик — тот, кто вслушивается в звучание речи или интонации, сосредотачивается на смыслах каждого слова. Особенное значение для него имеет то, что говорит мама. Ей может казаться, что она «ничего такого не сказала», но ребенок так не думает. «Вроде умный, а простые вещи не понимаешь, будто тупой», «Ты что, придурок?». То есть в смыслах ребенок слышит — «ты глупый». Для звуковика, потенциального гения, эти слова глубоко уничижительны.

Бывает еще хуже, когда мама говорит: «Столько проблем из-за тебя, лучше бы я аборт сделала!», «Если б я знала, что у меня такой придурок родится, то не беременела бы». То есть в смыслах ребенок слышит, что лучше бы он не рождался, что он никому не нужен. Ребенок вмиг теряет чувство защищенности и безопасности. И еще больше уходит в себя, его развитие затормаживается. Нейронные связи в коре головного мозга, ответственные за обучение на слух, гибнут, ребенок утрачивает способность сосредотачиваться на смыслах слов речи окружающих людей. «Я ему говорю, а он как будто не слышит или слышит через раз» — родители не понимают, какой эффект имеют их слова и действия. Так они вымещают на ребенке накопившееся психическое напряжение от неудовлетворенности своей жизнью.

Если в раннем возрасте звуковой вектор сильно травмируется (аналогично вышеописанному), то у ребенка выявляют заболевание — «ранний детский аутизм». Можно сказать, что возникновение аутизма и шизофрении имеет один корень. Неслучайно шизофрения и аутизм находятся в одной патологической линейке. И то, и другое — заболевания только человека со звуковым вектором.

Что такое шизофрения?

Шизофрения  – это нарушения в работе головного мозга, которые влияют на то, как человек действует, думает, и видит мир. Люди с шизофренией имеют искаженное восприятие реальности, а часто и вовсе теряют связь с реальным миром. Они могут видеть или слышать вещи, которых не существует, говорить странные и непонятные вещи, считать, что другие пытаются причинить им вред, или ощущать постоянную слежку за собой. При таких размытых границах люди даже не в состоянии жить нормальной, привычной для них жизнью. Люди могут полностью потерять контакт с реальным миром, спрятаться от всех и вести себя крайне странно, руководствуясь страхом и растерянностью.

Большинство случаев шизофрении появляются в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Однако, шизофрения может впервые проявиться в среднем возрасте или даже позже. В самых редких случаях, шизофрения проявиться, а симптомы в этом случае немного отличаются. В целом, чем раньше развивается шизофрения, тем сильнее ее последствия. Шизофрения также серьезней проявляется у мужчин, нежели у женщин.

Хотя шизофрения является хроническим расстройством, методы ее эффективного лечения все же существуют.

При должной поддержке, лекарствах и лечении, многие люди с шизофренией могут жить полноценной жизнью. Однако лечение является наиболее эффективным, если шизофрения диагностируется на ранней стадии. Если вы заметили признаки, симптомы шизофрении и сразу же обратились за помощью, шансы на выздоровление и контроль болезни значительно повышаются.

Невроз: симптомы, диагностика, лечение

Неврозом, как было отмечено выше, называется расстройство психики, для которого характерны деструктивные поведенческие проявления, истерические и астенические реакции на фоне снижения умственной и физической работоспособности. Неврозы не так просто диагностировать, они часто имеют латентное (скрытое) течение

Сами невротики часто не в силах обнаружить аномалию, обращая внимание на свое психоэмоциональное состояние лишь в критические моменты срывов и истерических припадков. Не замечают ненормальности и родственники больного, поскольку невротические расстройства протекают скрыто, проявляясь время от времени

Нередко больные замыкаются в себе, ограничивают круг общения, что также мешает заметить странности в поведении.

Виды неврозов

В медицинской практике невротические патологии классифицируются в зависимости от состояния больного. Вот какие из них наиболее распространены.

Обсессивно-компульсивные расстройства. Для этой формы заболевания характерно непреодолимое желание человека совершать повторяющиеся действия, например, щелкать ручкой или пересчитывать предметы. Навязчивое состояние проявляется также в страхе заразиться, причинить себе вред, вследствие чего переходит в повышенное стремление к гигиене: каждые полчаса мыть руки, чистить зубы, наводить идеальный порядок, а также боятся прикасаться к поверхностям в общественных местах. Такая форма заболевания сильно ухудшает качество жизни, оказывает влияние на социализацию и работоспособность больного.

  • Истерические неврозы. Выражается в демонстративном поведении, нарушающем принятые в сообществе нормы. Реакция на стресс при этой форме расстройства может выражаться в следующих факторах: истерическом смехе или крике, наигранном поведении для привлечения внимания окружающих, нехватке воздуха, тахикардии, заикании, других психосоматических проявлениях.
  • Тревожно-фобические расстройства. Больной испытывает беспричинную тревогу, страх из-за возможности оказаться в некоторых ситуациях: в центре внимания, получить негативную оценку от окружающих, оказаться в замкнутом пространстве.
  • Депрессивные расстройства. Больной испытывает чувство тоски и одиночества, тревожность, апатию, ощущает себя покинутым и никому ненужным. Он жалуется на повышенную утомляемость, нарушение памяти и внимания.

Все перечисленные проявления неврозов тесно переплетены между собой, и могут комбинироваться. Как отличить их друг от друга и от шизофрении, может понять только врач после обследования пациента и обстоятельной беседы с ним. Диагностика очень важна в таких случаях: разница между проявлениями острого невроза и психическими отклонениями бывает незначительна

Кроме того, важно отличить признаки невротического расстройства от других патологий: болезней сердца, гипертонии, последствий травм

Неврозоподобная шизофрения: основные отличия от невроза

Одна из форм шизофрении называется вялотекущей, или по-другому шизотипическим расстройством, в котором выделяют неврозоподобную форму. В отличие от шизофрении классической, сопровождающуюся бредом, галлюцинациями, распадом личности, она имеет симптоматику невроза, поэтому их порой трудно отличить. При соответствующей психокоррекции и приеме медикаментов можно добиться ремиссии на долгие годы.

Несмотря на схожесть проявлений, неврозоподобная шизофрения все же отличается от невроза

В этой ситуации психиатру важно установить правильный диагноз, потому что при неблагоприятных обстоятельствах вялотекущая шизофрения может развиться в серьезные психические патологии  —  в этом состоит ее основное отличие от невроза. 

Как отличить вялотекущую шизофрению от невроза? Вот на какие симптомы шизотипического расстройства обращает внимание врач при проведении диагностики

  • Наличие странных, нелогичных, при этом навязчивых фобий, например, что зубы провалятся в десну или боязнь сосчитать до 10, так как после этого наступит смерть.
  • Ипохондрические проявления — пациент подозревает у себя наличие страшных, неизлечимых заболеваний, которые являются лишь плодом его воображения.
  • Недовольство какой-то частью своего тела, которая кажется больному слишком уродливой или гипертрофированной, а на деле совершенно нормальной (например, нос или уши).

  • Навязчивые состояния, которые требуют повторения определенных действий: например, ложиться спать строго в одной позе, постоянно мыть руки, проверять каждые полчаса, выключен ли чайник и т.д.
  • Возникновение навязчивых идей, о которых больной постоянно рассуждает.

Все перечисленные симптомы не присущи невротикам, за исключением некоторых навязчивых состояний. Но если они осознают ненормальность своего поведения и стремятся к врачу, то при неврозоподобной шизофрении человек не отдает отчет в неадекватности и бессмысленности действий.

Невроз и шизофрения: отличия патологий

Эти два состояния могут иметь схожие проявления. Но невроз, в отличие от шизофрении, имеет обратимый характер, то есть излечим при соответствующей терапии, чего не скажешь о шизофрении.

Невротический срыв может случиться у любого человека. Его провоцирует стресс или психологическая травма. Шизофрения — сложное в диагностике заболевание, причины которого до конца не изучены. Внешние факторы могут способствовать обострению этой патологии, но ее истинной причиной не являются. В то же время шизофрения — заболевание эндогенное, возникает из-за генетической расположенности и особенностей личности.

Разница между проявлениями шизофрении и какого-либо вида невроза обусловлена еще и отличиями в прогнозе лечения. Эмоциональное расстройство полностью проходит при соответствующей терапии: приеме медикаментов, грамотной работе с психотерапевтом, который выявляет причины и обучает пациента новым моделям поведения и восприятия, возвращая к обычной жизни. Бывает, что не требуется даже помощь специалиста, если факторы стресса перестали действовать и человек восстановился самостоятельно.

Если же хоть раз был поставлен диагноз «шизофрения»‎, то наблюдение потребуется до конца жизни — эта болезнь, увы, полностью неизлечима. Можно добиться периода длительной ремиссии, но в любой момент может произойти обострение.

Отличие шизофрении от неврозов заключается еще и в симптоматике. Так, психическое расстройство нередко сопровождается бредом и галлюцинациями, причем часто насильственной природы. Больному мерещатся голоса, которые принуждают его совершать разные поступки. Он испытывает страдания и стремится избавится от них, выполнив указания. При неврозе человек может испытывать иллюзии (обычно перед сном или пробуждением), но связи с реальностью не теряет, отдавая себе отчет в происходящем. Этот же фактор способствует тому, что невротики сами обращаются к врачам, испытывая беспокойство от своего состояния. У шизофреников критическое отношение к себе отсутствует: они не осознают, что их поведение девиантно и нарушает принятые в обществе нормы. И если близкие и друзья невротика могут не догадываться о его проблеме, то проявление шизофрении невозможно скрыть от окружающих, к тому же больной и не старается этого делать.

Разница между проявлениями невроза и настоящей шизофренией заключается еще и в изменении головного мозга: его исследование показало наличие органических изменений у шизофреников и их отсутствие у невротиков. По мере прогрессирования степени психического отклонения у больного наступает распад личности: он отдаляется от общества, становится вялым, безэмоциональным. При невротических расстройствах характер и свойства личности не меняются.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеолекции

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Все видеолекции — 1269

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

СИНДРОМ КАННЕРА

Большой вклад в изучение симптомов ранней детской шизофрении внес Лео Каннер. Психиатр выявил у детей подобной группы такие показательные признаки как:

  • безличностные взаимоотношения с родителями;
  • однообразные игры со стереотипными движениями;
  • игнорирование личных местоимений.

Доктор объединил данные признаки термином ранний детский аутизм. Впоследствии оказалось, что аутизм, выявленный им, является неотъемлемым признаком шизофренического расстройства. Аутизм в рамках шизофрении нередко представлен понятием «синдрома Каннера».

Младенцами такие дети имели нарушения сна, менялась его глубина и качество. Он становился поверхностным, больные трудно засыпали.

Малышам свойственно беспокойство, плаксивость без явной причины. Хотя отдельные детки обладают стабильным эмоциональным фоном. Возможно снижение чувствительности относительно звуковых раздражителей. Порой создается впечатление, что ребенок страдает глухотой.

С возрастом у маленьких больных более четко проявляются признаки расстройства. Им сложно овладевать элементарными навыками самообслуживания: чистить зубы, одеваться, складывать вещи. Речь хоть и формируется своевременно, впоследствии теряет эмоциональный окрас. Дети перестают задавать вопросы и отвечать на них. Многие слова выпадают из обихода. Фразы укорачиваются, порой не завершаются, произносятся скандировано, отрывочно, штамповано. Теряется привычная интонация, приобретая вычурный характер: меняется ударение, манера произношения. Речь детей характеризуется невнятностью, непонятностью, монотонностью, автоматизмом, поэтому не годится для коммуникаций.

Поведение малыша, страдающего синдромом Каннера, может характеризоваться как удовлетворительное, даже с нотками веселья. Отдельные случаи подкрепляются равнодушием относительно окружения. Однако подобный фон настроения сохраняется, когда стабильна ситуация вокруг ребенка. Стоит внести изменения, корректировки в привычный детский уклад жизни – изменить маршрут прогулок, поменять интерьер комнаты, разнообразить пищу, поведение маленького пациента изменяется.  Он становится агрессивным, беспокойным, тревожным.

Игровая деятельность детей с виду кажется обычной, однако характеризуется быстрой сменой действий или застреванием на одном определенном, отсутствие сюжета игры. Деток сложно заинтересовать привычными игрушками. Они проявляют интерес к иным вещам: цифрам, предметам обихода, электротехнике. Деятельность сопровождается стереотипностью, однообразием, например, бесцельным счетом любых попадающихся предметов.

Изменяется двигательная активность. Усложняющиеся двигательные формы объединяются с сохраняемыми примитивными движениями: взмахи кистей, перебирание пальцев рук, их сгибание, разгибание. Подобные стереотипии характерны для раннего возрастного периода. Походка становится нескоординированной, резкой, отрывистой. Отсутствует плавность движений. Поражает грациозность одних двигательных актов и нелепость, неловкость других.

Андрюша, 4 года. Младенчество сопровождалось обычным развитием: вовремя начал сидеть, ходить, речевое развитие – с 1 года. Мать отмечала чрезмерное спокойствие, пассивность и сонливость ребенка, слабую реакцию на игрушки. Он не различал посторонних и родных людей, проявляя одинаковую реакцию.  

Мальчик страшился других детей, убегал от них, не хотел с ними играть. Попытка привлечь ребенка к игре заканчивалась агрессией, раздражением, беспокойством, криками. Любил ходить на носочках или широко поставленными ногами, прыгать, совершал разнообразные манипуляции руками. Игра сопровождалась перекладыванием игрушек с места на место. На улице игровая деятельность отсутствовала. Встретив собаку, вскрикивал: не бойся, ударяя себя по лицу.

Имея развитую речь, хороший словарный запас, речью не пользуется. Игнорирует вопросы, просьбы. Высказывает отдельные короткие фразы, когда испытывает нужду в чем-либо, чаще жестикулирует. Любит слушать стихи, запоминает прочитанное и страницу, где напечатано стихотворение. Говорит о себе в третьем лице: мальчик идет гулять, мальчик хочет есть.

Подозревая олигофрению, был направлен на прием к врачу. В кабинете бродил или бегал, игнорировал просьбу сесть на стул. На вопросы не отвечал. Предложенные игрушки сбрасывал на пол. Кричал, выкрикивая непонятные слова. Разбил рамку для фотографий, ударив об стол.                     

Причины неврозов

Основным фактором, приводящим к формированию невротического состояния, специалисты считают психотравмы различного рода. Это может быть стрессовая ситуация на работе, интимная проблема, даже психотравма, случившаяся в детстве и проявившаяся во взрослом возрасте. 

В детстве мы находимся в положении постоянного импринтинга — так называется фиксация определенной информации в памяти и зависимость от нее. Многие впечатления и переживания, испытываемые ребенком, накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь. 

Однако в сложные ситуации попадает почти каждый человек, да и мало кто может похвастаться абсолютно безоблачным детством. Почему же неврозы развиваются не у всех? Дело в том, что только лишь переживания и стрессы сами по себе к развитию невроза не приводят. Они должны лечь на подготовленную почву. Имеет значение особенности личности, склад характера, врожденный темперамент.

По некоторым проявлениям можно предположить невротическое состояние, но окончательный диагноз поставит только специалист.

Основные симптомы шизофрении

Есть пять типов симптомов, характерных для шизофрении: бред, галлюцинации, неорганизованная речь, несобранное поведения и так называемые «негативные» симптомы. Тем не менее, признаки и симптомы шизофрении значительно варьироваться от человека к человеку, как и общая картина и степень заболевания. Не каждый человек с шизофренией будет иметь все симптомы, также симптомы могут меняться со временем.

Заблуждения

Заблуждение – состояние, при котором человек, несмотря на все факты и доказательства, уверен, что все обстоит совершенно другим  образом. Заблуждения чрезвычайно распространены при шизофрении, встречаются в  более чем 90% случаев такого расстройства. Часто эти заблуждения связаны с нелогичными или странными идеями и фантазиями. Общие шизофренические бредовые идеи включают в себя:

  • Мания преследования.
  • Ложное восприятие окружающей среды.
  • Мания величия.
  • Мания власти.

Галлюцинации

Галлюцинации – звуки и чувства, которые ощущаются как реальные, однако существуют только в сознании человека. Галлюцинации могут задействовать все пять чувств, однако наиболее распространенными формами при шизофрении являются звуковые и зрительные галлюцинации. Человек начинает слышать несуществующие голоса и видеть то, чего на самом деле нет.

Шизофренические галлюцинации, как правило, значимы для человека, испытывающего их. Во многих случаях, голоса, принадлежат кому-то, кого они знают. Галлюцинации также могут ухудшаться, когда человек остается в одиночестве.

Несвязная речь

Самыми распространенными признаками несвязной речи при шизофрении являются:

  • Странные ассоциации – постоянное перескакивание с темы на тему, которые абсолютно не связаны между собой.
  • Неологизм – новые слова или фразы, понятные только этому человеку.
  • Персеверация – повторение слов и заявлений.
  • Рифмование – бессмысленно использование рифмованных слов.

Несобранное поведение

  • Снижение общей повседневной активности.
  • Непредсказуемые или неуместные эмоциональные реакции.
  • Странное и бесцельное поведение.
  • Отсутствие торможения и управления импульсивностью.

Негативные симптомы шизофрении 

Так называемые «отрицательные» симптомы шизофрении относятся к отсутствию нормального поведения у человека. Общие негативные симптомы шизофрении включают:

  • Отсутствие выражения эмоций.
  • Отсутствие интереса и энтузиазма.
  • Отсутствие интереса к миру.
  • Трудности и нарушения речи.

Причины шизофрении

Благодаря многолетней истории изучения шизофрении, на сегодняшний день открыто много этиологических факторов, в той или иной степени способствующих развитию данной патологии. Современная наука все больше и больше открывает завесу тайны возникновения шизофрении, какие-то механизмы уже достоверно изучены, другие – достояние будущего.

Если в недалеком прошлом основные причины шизофрении видели в социальном окружении, условиях жизни, особенностях личности, то сегодня большее предпочтение отдается наследственным, генетическим и нейробиологическим механизмам развития шизофрении у человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кета на диете
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: