Что такое синдром Аспергера?
Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются
Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.
Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.
При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.
Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.
По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.
Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми
Причины нарушения
У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера
Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:
- генетическими мутациями;
- генетической предрасположенностью;
- возрастом родителей;
- биологическими нарушениями.
Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.
Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.
При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.
Прогноз
По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.
Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.
Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.
Диагностика синдрома Аспергера
Первые признаки болезни могут появляться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут заметить их уже к 2-2,5 годам. Часто состояние становится заметным только после того, как ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Иногда заболевание диагностируется только во взрослом возрасте. Набор симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Из-за этого при диагностике могут возникать проблемы, а сам синдром может долго оставаться нераспознанным.
Мир для ребенка с синдромом Аспергера ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие действительности доставляет дискомфорт. Фото: drobotdean / freepik.com
Синдром Аспергера характеризуется несколькими признаками, при наличии которых ставят диагноз:
- Есть нарушения невербальной коммуникации: например, проблемы с интерпретацией поз, жестов, выражения лица, отсутствие зрительного контакта при разговоре.
- Проблемы в общении с ровесниками, трудности в поддержании дружеских отношений, в общении с другими людьми.
- Нет спонтанного побуждения разделять радость, достижения или интересы с другими людьми.
- Отсутствует эмпатия, сопереживание, эмоциональная или социальная взаимность.
- Есть стереотипные, постоянно повторяющиеся действия, деятельность, алгоритмы поведения или интересы. Например, сохранение активного узконаправленного интереса, стремление следовать строго определенному распорядку, совершать повторяющиеся движения, постоянная концентрация на отдельных объектах или их частях.
Ограниченные интересы, повторяющееся поведение, постоянная концентрация на одних предметах — все это симптомы синдрома Аспергера. Фото: Poindexter Propellerhead / Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
В то же время при этом заболевании нет задержки речи, отставания в развитии навыков самообслуживания, мышления, адаптации (кроме общения с другими людьми). Ребенок растет любознательным, его интеллект нормально развит, а проблемы с учебой могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда болезнь проявляется неуклюжестью, небольшими нарушениями координации движений, но это необязательный симптом.
Стимминг
Как и при других расстройствах аутического спектра, при синдроме Аспергера ребенок или взрослый может периодически стиммить — совершать однообразные ритмичные движения, которые его успокаивают, помогают справляться с тревогой или с влиянием подавляющей сенсорной обстановки. Стимминг может проявляться по-разному: например, как раскачивание корпуса тела, как повторение слов, кружение на одном месте или хождение вперед и назад. Стимминг важен — он помогает снять напряжение, «отключиться» от раздражающего фактора, избежать срыва
Поэтому важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг.
У детей в диагностике синдрома Аспергера может участвовать сразу несколько специалистов: не только психиатр, но и психолог, педиатр, педагог, логопед. Взрослым за диагностикой нужно обращаться к психиатру.
Для людей с синдромом Аспергера характерен ограниченный или специализированный интерес, например, к созданию башни из банок, как у мальчика на фото. Фото: Andwhatsnext at English Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
Симптомы или как проявляется заболевание
Ранее считалось, что расстройство невозможно обнаружить до 5-6 лет. Но на сегодняшний день постановка диагноза возможна даже у двухлетних малышей. Родители могут заметить отличие в развитии ребенка до 2,5 лет. Однако окончательный диагноз не ставится раньше 11 лет. Скрининг развития маленького пациента на приеме у педиатра позволит обнаружить симптомы, требующие дальнейшего наблюдения и исследования.
Признак синдрома Аспергера у детей – сложная лексика. Таких пациентов иногда называют «маленькими профессорами». Детям сложно воспринимать образный язык, и они пользуются буквальными значениями каждого слова. Отклонения в социальном взаимодействии зачастую «спят» до того времени, пока ребенок не достигнет того момента, когда этот фактор будет иметь значение. Нарушения в поведении отмечаются, когда дети впервые идут в детсад или иное дошкольное заведение.
Когнитивные навыки ребенка с данным расстройством иногда позволяют им формулировать социальные нормы. Они могут продемонстрировать теоретическое восприятие эмоций других лиц, но сталкиваются с трудностями в осознании текущей ситуации. Лица с синдромом осваивают разговорные навыки без задержек, но использование языка зачастую носит нетипичные черты:
- стремительные переходы;
- многословие;
- буквальные интерпретации и недопонимание определенных нюансов;
- применение метафор, которые имеют значение только для говорящего;
- нарушения слухового восприятия;
- слишком педантичная или формальная речь;
- отклонения в громкости, интонации или ритме речи.
Заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три основные области:
- Социальное общение. У пациентов возникают сложности с распознаванием тона собеседника, жестов, мимики. Им проблематично выбрать тему для общения, зачастую больной не понимает, когда стоит завершить беседу. Лица с расстройством не понимают юмора и метафоры. С рождения и в течение всей жизни у человека наблюдается странности в речи. Вербальное взаимоотношение больной не воспринимает, как один из инструментов социальной коммуникации. Они считают, что речь нужна только для передачи необходимой информации.
- Социальное взаимодействие. Один из признаков синдром Аспергера – тяга пациентов к общению. Но из-за болезни им сложно устанавливать социальные контакты. Они редко заводят новых знакомых, им проблематично поддерживать близкие отношения с кем-либо. Пациенты не понимают «неписаные» нормы поведения в обществе. Они могут начать разговор на неуместную тему или подойти слишком близко к человеку, нарушая его личное пространство. Поведение больного часто является некорректным, по мнению окружающих.
- Социальное воображение. Пациент сталкивается с трудностями, пытаясь представить точку зрения окружающих. При этом личности, страдающие синдромом Аспергера, могут стать прекрасными живописцами или литераторами.
Одно из проявлений синдрома Аспергера – склонность к заданному порядку. Пациент задает собственный режим дня, который делает окружающий для него мир менее странным и сложным. Он работает только в конкретный временной промежуток, задержка в офисе или незапланированное опоздание провоцируют сильнейшую тревожность. На работу или учебу пациенты ходят только по одному маршруту плюс в течение всей жизни придерживаются многих других шаблонов в поведении.
Повышенный интерес к какому-то занятию или определенной сфере деятельности – еще один симптом синдрома Аспергера. В юном возрасте пациент может увлекаться техникой, наукой, путешествиями. По мере взросления человек сосредотачивает все силы на изучение всего, что так или иначе связано с его увлечением. При наличии серьезной мотивации, пациент может достичь больших высот в выбранной сфере.
У больных с подобной дисфункцией нарушена сенсорика. Чувствительность может быть чрезмерно высокой или патологически низкой. Чаще всего страдает одна система: зрение, обоняние, вкус. Но встречаются и те, у кого нарушены все функции сразу.
Также к признакам синдрома Аспергера у взрослых относят:
- внимательность к мелочам;
- непонимание сарказма;
- сложности при обсуждении своих чувств;
- сведение к минимуму зрительного контакта;
- слабое понимание социальных правил;
- появление дискомфорта, если кто-то подходит слишком близко.
Синдром Аспергера что это?
Данная проблема представляет собой врожденное расстройство психики. Это одна из разновидностей аутизма, проявляющаяся как пожизненная дисфункция, оказывающая сильное влияние на то, как взрослый и ребенок воспринимают мир, общаются и отрабатывают информацию. Если заглянуть в международную классификацию болезней, то патология синдром Аспергера, научно, описывается как заболевание, самостоятельность которого в качестве нозологической единицы не доказана, характеризующееся идентичным с аутизмом типом качественных нарушений социальных взаимодействий и стереотипными, повторяющимися увлечениями и поступками.
Важно отметить, что данный диагноз принципиально отличается тем, что у взрослых и детей, даже с активной симптоматикой нормальная речь и они полноценно когнитивно развиты, чего нельзя сказать про аутизм. Возникающие патологические признаки синдрома Аспергера не оказывают негативных эффектов на интеллект
Такие пациенты испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием в обществе
Также страдает воображение, важно обращать внимание на координацию движений
Согласно статистическим показателям и материалов исследований, в Великобритании у более, чем 500 000 человек удалось диагностировать этот синдром умственного развития. Это свидетельствует о большой распространенности, из-за чего современная психиатрия активно занимается разработкой новых диагностических критериев и эффективных лечебных методик. Нужно понимать, что синдром Аспергера может возникнуть у человека любой национальности, вероисповедания, пола и расовой принадлежности. Однако несмотря на отсутствие половой зависимости, у мужчин эта болезнь встречается чаще, чем у женщин. Во многих ситуациях, беседа с врачом позволяет делать выводы в деталях, или просто ограничиваться наблюдением за поведением ребенка и детей, старше 7 лет.
Существует несколько теорий развития этих странных патологий. Даже многочисленные исследования в области изучения этиологического фактора не позволяет установить точную причину синдрома Аспергера. Подавляющее большинство ученых придерживаются мнения о том, что данное расстройство вызывает комплексный генез — генетические и экологические критерии, которые способны привести к изменениям деятельности головного мозга. При этом, причинами не являются: воспитание детей родителями, влияние сверстников и окружающего мира.
Синдром Аспергера лечится?
Этот синдром диагностируется у детей уже с 1 года и сохраняется стабильно на протяжении всей жизни.
Важно понимать – это не болезнь в привычном ее понимании, а особенность развития личности. Какого-либо определенного лечения не существует
Можно лишь корректировать негативные отклонения от нормы педагогическим путем – развивать недостающие навыки социализации
Какого-либо определенного лечения не существует. Можно лишь корректировать негативные отклонения от нормы педагогическим путем – развивать недостающие навыки социализации.
А вот попытки назначать таким детям нейролептики, нормотимики и другие психотропные препараты – действительно наносят вред. Все это может задерживать развитие мозга, подавлять эмоциональную сферу. Поэтому без острой тревожной симптоматики к медикаментозному лечению прибегать бессмысленно.
И будьте здоровы!
Другие признаки СА у взрослых
Для аспергеров характерна поразительная увлеченность своим любимым делом. Они уходят в него с головой, днем и ночью, изучая предмет своего восхищения. При благоприятном раскладе они становятся великолепными мастерами своего дела и достигают огромных успехов.
Мария увлекалась языками: в совершенстве владела немецким и английским, бегло разговаривала на французском и итальянском. Когда она решила освоить еще и хинди, преподаватель отнесся к ней скептически. Члены группы уже изучили всю грамматику и учились читать, тогда как ее знания равнялись нулю. Но уже через пару недель она с большим отрывом обогнала своих одногруппников, потому что проводила все дни и ночи за изучением языка.
Если аспи занимаются любимым делом, то отдаются ему полностью. Как правило, их интересы весьма специфичны и узко направлены.
Аспергеры проявляют удивительную внимательность к мелочам. Они дотошны и педантичны. Каждая их вещь находится строго на своем месте. Но эта черта не тотальна – встречаются среди них и те, кто уделяет мало внимания незначительным деталям.
Нередко высокая тревожность людей с СА вызывает у них развитие ОКР – обсессивно-компульсивного расстройства. Оно проявляется в многократном повторении действий, не имеющих значения. Повторяющиеся движения тела, как правило, стук пальцев, подергивание плечами, раскачивание, зацикливание на предмете, к примеру, зубочистках, патологический счет – пересчитывание шагов.
Люди-аспи – невероятные консерваторы. Им сложно отойти от привычного распорядка дня. Они тщательно планируют свой день. Просыпаясь утром и собираясь на работу, они прокладывают себе маршрут, по которому будут следовать
Они обязаны продумать несколько вариантов на разные случаи, обращают внимание на то, какие эмоции им предстоит испытать в дороге. Каждое предстоящее событие они обдумывают до мелочей
И решают, стоит ли оно тех усилий, которые придется приложить для его реализации.
Затруднения исполнительного функционирования – это проблемы в осуществлении планирования, организационных навыков и т.д. Например, человеку с синдромом Аспергера бывает сложно объединить отдельные детали в единое целое. У них страдает концентрация внимания и бывает сложно направить мысли в нужном направлении.
В физическом плане аспергеры мало отличаются от обычных людей. Но им свойственна некоторая неуклюжесть в движениях. Из-за этого таким людям становится сложно овладеть определенными видами спорта или письмом, их осанка и походка имеют особенный склад.
В общении со страдающими синдромом вас может насторожить характер речи. Она монотонна и медлительна, хотя отличается богатым словарным запасом. Их речь поставлена правильно, переполнена терминами, научными понятиями, но ее образность непостижима для аспергеров. Они не понимают смысла пословиц, поговорок, иронии и юмора, не способны к обобщениям, не могут применить одно правило к нескольким ситуациям.
Поскольку в большинстве случаев больные не способны понять чувства и эмоции другого человека, весь их разговор направлен на себя. Точнее, это монолог, в котором аспи рассказывает о своих увлечениях и т.д. Когда их учат тому, что в разговоре вы должны интересоваться жизнью своего собеседника, они способны обескуражить своими вопросами. «Каково это – быть алкоголиком?», спрашивают они человека с зависимостью от спиртного. Или же: «Какую сумму вы храните на счету в банке?». Для них не существует негласных правил общения.
Их мышление находится на высоком уровне, они решают сложные, конкретно структурированные задачи. Однако оно лишено гибкости и способности креативно мыслить.
Диагностика
Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.
Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут
Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.
Общие признаки синдрома
Принято выделять следующие симптомы, встречающиеся часто — это сложности в восприятии мимики, жестов, интонации голоса, больной редко смотрит на другого человека, появляется монотонная речь, повторяются определенные движения. Еще одними общими проявлениями считаются:
- недопонимание с окружающими, им сложно начинать и поддерживать общение, тяжело знакомиться с людьми;
- неспособность понять эмоции и чувства других, а, соответственно, правильно на них отреагировать;
- отсутствие интереса ко всему, кроме собственных увлечений, которые могут быть очень специфическими;
- необходимость всё планировать и организовывать;
- плохая координация движений, особенно связанных с мелкой моторикой;
- непонимание подтекстов, двойственности в разговоре;
- отсутствие абстрактного мышления.
Также специалисты относят к симптомам повышенную чувствительность к свету, резким, громким звукам, неприятным на ощупь поверхностям. Аспи стараются избегать этого.
Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог
В том случае, если вы обнаружили похожие симптомы у себя, близких, родных, очень важно не терять время и записаться на онлайн-консультацию. Дистанционно наши врачи разберутся в ситуации, зададут уточняющие вопросы, составят план дальнейших действий, будут на связи в любое время суток
Причины появления болезни
Причины синдрома Аспергера так и не выяснены. Но специалисты сходятся во мнении, что вины пациентов в этом нет. Патология не формируется под воздействием негативных социальных условий или ошибок в воспитании. Она возникает на стадии формирования головного мозга ребенка в утробе матери. Впоследствии привести к нарушениям в работе ЦНС могут разные факторы: генетическая предрасположенность, инфекционные болезни, плохая экология, влияние токсических веществ на плод в первые месяцы беременности.
Существует большое количество теорий относительно патогенеза заболевания. Одна из них – зеркальные нейроны. Суть теории заключается в том, что отклонение вызвано сбоем в работе зеркальных нейронов мозга, отвечающих за распознавание чувств и эмоций окружающих. Определенные доказательства этой теории дает МРТ.
Синдром Аспергера считается последствием факторов развития, влияющих на большинство систем мозга. Нейроанатомический анализ и ассоциации с тератогенами подтверждают, что этиология нарушения включает в себя изменения в развитии головного мозга после зачатия. Патологическая миграция эмбриональных клеток в процессе развития плода воздействует на итоговую структуру и связность головного мозга, что влечет за собой нарушения в нейронных цепях, отвечающих за интеллектуальную деятельность и особенности поведения.
Все отклонения аутистического спектра связаны с влиянием тератогенов (вызывают врожденные отклонения) в первый триместр беременности. Большое количество факторов окружающей среды, по предположениям ученых, также может провоцировать подобные нарушения и после рождения ребенка. Но ни один из них не получил научного подтверждения.
Еще одна теория – недостаточная центральная когерентность. Она базируется на том, что при нарушениях аутистического спектра проявляется недостаток центральной когерентности (внутренняя способность соединять множество элементов в единую картину). В результате у пациентов наблюдается неспособность составлять общую картину происходящего.