Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»
Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Помощь психолога детям, перенесшим психологическую травму
В детской психологии есть несколько направлений, которые работают конкретно с детской травматизацией. Мы перечислим самые популярные:
-
Арт-терапия – сюда входят рисование, лепка, сказкотерапия (все, что связано с творчеством). Такие занятия помогают избавиться от негативных мыслей, рассказать о своих проблемах, посмотреть на ситуацию со стороны.
-
Игровая терапия – когда ребенок может в игровой форме смоделировать ту ситуацию, которая его беспокоит, рассказать (показать) о своей проблеме.
-
Песочная терапия – помогает расслабиться, рассмотреть разные варианты решения проблемы.
-
Когнитивно-поведенческая терапия – помогает ребенку предотвратить негативную реакцию на проблему.
Как правило, работа с детьми проводится в индивидуальном формате, групповой формат предполагает участие детей с 10-летнего возраста. В группе ребенок может увидеть, что он не одинок, почувствует поддержку и уверенность.
Профилактика бытового и уличного травматизма
1. Ссадины, ушибы, гематомы; переломы; черепно-мозговая травма.
Основной источник подобных травм – столкновения с углом или стеной, падения и драки.
Как правило, дети ударяются, бегая по квартире. Рекомендуется выделить ребёнку место для игры и очистить его от острых углов. Также рекомендуется не заставлять коридор лишними вещами. Наконец, необходимо следить за тем, чтобы на полу, на проходе не лежали посторонние вещи, в том числе игрушки.
Вторая важная причина – падение. Пока ребёнок маленький, родителям необходимо следить, чтобы он не забирался высоко. Опасность для 8–12-месячного ребёнка представляют даже диван, кровать или стул.
Наибольшую опасность представляют окна!
Следите, чтобы ребёнок не залезал и не вставал на подоконник. Закрывайте окна, если в комнате маленький ребёнок. Пластиковые окна допустимо открывать на зимнее проветривание. Объясните подросшему ребёнку, что опираться на стекло или москитную сетку – опасно для жизни!
2. Раны.
Основной источник ран, порезов – острые предметы, такие как ножи, ножницы, осколки стекла или посуды и др
Важно запрещать детям кидаться камнями на улице, наступать на гвозди, консервные банки и др. острые предметы, баловаться с ножами и ножницами, ходить с ними, повернув лезвием к себе
Запрет необходимо сопровождать объяснением, ребёнок должен понимать, что подобные «игры» опасны для его здоровья и жизни.
3. Ожоги.
Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу.
Необходимо следить, чтобы ребёнок не мог добраться до горячих предметов: плиты, еды или напитков, посуды, утюга, – а также от открытого огня: свечей, камина, костра или пожара, взрывающихся петард и т.д. Ни в коем случае нельзя оставлять в доступном месте легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, бенгальские огни и петарды.
Безопасная плита. Наиболее безопасны индукционные плиты, однако они стоят далеко не во всех квартирах. Чтобы не допустить ожог или воспламенение, рекомендуется закрывать дверь кухни на защёлку, чтобы ребёнок не мог туда проникнуть, либо снимать с плиты ручки – это не даст ребёнку включить конфорку или духовку.
4. Удушье от малых предметов.
Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками, всю еду следует давать измельчённой. Во время еды за детьми необходимо присматривать.
Маленьким детям нельзя давать для игры мелкие вещи (пуговицы, игрушки из шоколадных яиц или автоматов и др.), а также предметы и игрушки, состоящие из мелких деталей, которые отделяются дуг от друга. Подросшим (с двух-трёх лет) детям необходимо объяснить, что мелкие предметы нельзя засовывать в нос или играть ими во рту.
5. Отравление бытовыми химическими веществами.
Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
6. Поражение электрическим током.
Дети могут получить серьёзные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям, на всех проводах в доме должна быть исправна изоляция, желательно убирать провода в короба или под плинтусы
Важно объяснить ребёнку опасность игры с проводами и электроприборами
7. Утопление.
Как правило, родители боятся за своих детей, отпуская на открытый водоём или в бассейн. Однако опасность представляют также ванна и колодец, а для маленьких детей и ведро, таз или раковина с водой, бочок унитаза, даже сам унитаз. Необходимо присматривать за ребёнком во время купания, нельзя оставлять маленьких детей наедине с ёмкостями, полными воды, отпускать детей одних к колодцу. Кроме того, следует учить ребёнка плавать, начиная с раннего возраста, и обучить правилам поведения в бассейне, ванне и на открытом водоёме.
Чем опасны детские психологические травмы?
Любая детская травма оказывает влияние на процесс взросления и социализации ребенка. Ему сложно заводить друзей, общаться, адаптироваться в новой обстановке, могут формироваться навязчивые идеи, фобии. Начинает преобладать тревожное состояние, поведение может выбиваться из социально-общественных норм.
А что происходит, когда ребенок взрослеет, а травмы так и остаются непроработанными? Давайте разберем последствия детских травм во взрослом возрасте.
Вот основные признаки детских травм, которые проявляются в более взрослом возрасте:
-
Ненастоящая личность – в случае отвержения и неприятия своими родителями ребенок может стараться быть таким, каким его будут любить («надевает маску»). И во взрослом возрасте появляется личность, которую человек показывает миру и окружающим, хотя на самом деле он таковым не является. Теряется эмоциональная связь с настоящей личностью, человек может жить благополучно, не быть при этом счастливым.
-
Постоянная жертва – ощущение беспомощности в детском возрасте приводит к негативным мыслям и чувству, что мы ничего не можем изменить. Автоматически человек встает на позицию жертвы и остается там постоянно. Нет чувства контроля над собственной жизнью, зато есть чувство бессилия, невозможности что-то изменить.
-
Скрытая агрессия – если в детстве гнев и злость не выражались нормальным образом, это может перерасти в скрытую или пассивную агрессию. Гнев или злость никуда не могут деться, они начинают подтачивать здоровье, становясь причиной болезней.
-
Отказ от эмоциональности, инертность – проявляются в более зрелом возрасте, если ребенок чувствовал отверженность со стороны родителей.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ
Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:
- Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
- Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
- Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
- Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
- Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
- Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.
Детская психологическая травматизация
Ранние детские травмы, даже если забываются, могут определенным образом влиять на нашу взрослую жизнь. У детской психологической травматизации есть свои закономерности:
-
Детская травма всегда неожиданна. К ней нельзя быть готовым, травма оставляет у ребенка чувство беспомощности, беззащитности. Ребенок может эмоционально «затормозиться», впасть в ступор, не всегда может понять, как отнестись к травмирующей ситуации. Эмоции подключаются гораздо позже, приходят боль, страх, стыд и т. д. Ту травму, которую нельзя «переварить», психика может вытеснить, но, как мы уже писали выше, в один прекрасный день она может вернуться и причинить много неприятностей.
-
Травматизация, как правило, происходит в той ситуации, которая неподконтрольна ребенку, он не может ею управлять и остается беззащитным перед теми изменениями, которые травма приносит в его жизнь. Отсюда может возникнуть непереносимость непредсказуемости, попытки полностью контролировать свою жизнь, постоянное просчитывание вероятных последствий, тревожное состояние.
-
После травмирующего события мир ребенка меняется. Если до травмы он считал, что мир к нему добр, его все любят, то после травмы мир становится враждебным, падает самооценка (ребенок может считать себя глупым, некрасивым и т. д.).
-
Велика вероятность возникновения ретравматизации. Что это такое – повзрослев, человек бессознательно организует и воспроизводит травмирующие события, вызывающие определенные эмоции. Например, если девочку били в детстве, она может подсознательно выбирать себе партнера, который также будет поднимать на нее руку.
-
Травма не позволяет ребенку быть счастливым, даже тогда, когда он взрослеет. То, что было с ними до травмы – счастье, успех, спокойствие, любовь родителей. Поле травмы мир меняется и все позитивное становится признаком надвигающейся беды.
-
Травматичный случай может быть не разовым явлением, а постоянно повторяющимся. Например, постоянная критика ребенка, психологическое давление, постоянное чувство вины и т. д. Ребенок может вырасти с негативным посланием – «я никому не нужен», «я всем мешаю». Это калечит его психику и приводит к ретравматизации. Работать с такими установками сложно еще и потому, что ребенок не умеет и не помнит свою жизнь без этих негативных установок.
-
Чем раньше произошла травма, тем сложнее от нее избавиться. Травмирующие происшествия плохо вспоминаются, рано встраиваются в психику ребенка, становятся основой для негативных установок.
Чем могут помочь родители при психологической травме?
Первую помощь при травмирующей ситуации могут оказать и родители. Есть несколько рекомендаций, которым достаточно просто следовать:
Сохраняйте спокойствие
Важно, чтобы родители умели держать себя в руках. Если старшие напуганы или встревожены, ребенок может напугаться еще больше, ему может передаться реакция матери.
Необходимо дать ребенку успокоиться, обнять его
Помогите ребенку выразить свои чувства, а не загонять их внутрь. Негативное чувство не может исчезнуть, если вы просто отвлечете ребенка.
Дайте ребенку почувствовать себя в безопасности. Особенно это важно, если ребенок находится в шоковом состоянии (учащенное сердцебиение, бледность, дрожь). Говорите с ним спокойно, негромко, поглаживая по спине.
Дети могут плакать. Дайте ребенку выплакаться, дистресс должен завершиться сам. Не нужно прерывать эту естественную реакцию.
Спросите ребенка, как он себя чувствует. Обязательно переспрашивайте его, получите подтверждение, что он вас слышит и понимает.
Проговорите негативное событие с ребенком. Пусть расскажет о своих чувствах. Дайте каждому чувству (злость, гнев, обида) название, чтобы ребенок понимал, какие ощущения он испытывал.
Не надо обсуждать негативное событие сразу, как оно произошло. Пусть пройдет некоторое время.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой. Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг
Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию
Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор
Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
Классификация детского травматизма
В зависимости от причин, возраста и обстоятельств возникновения
повреждений различают следующие виды детского травматизма:
- Родовой
- Бытовой
- Уличный (дорожно-транспортный и нетранспортный)
- Школьный (во время перемен, на уроках труда, физкультуры и других
занятиях) - Спортивный (на занятиях в спортивных секциях и др.)
- Прочий травматизм (во время учебно-производственных,
сельскохозяйственных работ, походах за город и др.).
Какие виды повреждений характерны для детского возраста? Чаще
всего у них бывают ушибы мягких тканей, растяжение связочного аппарата, вывихи.
На втором месте по частоте стоят ранения мягких тканей. Затем идут переломы
костей, ожоги, черепно-мозговая травма, повреждения внутренних органов и
нервов.
В то же время, частота перечисленных повреждений в каждом возрасте
различна, поэтому травматизм у детей принято рассматривать по возрастным
периодам.
Как известно, в жизни детей различают несколько возрастных
периодов: период новорожденности (до 10 дней), грудной (до 1 года), период раннего
детства (до 3-х лет), период первого детства (до 7 лет), период второго детства
(до 11 лет), подростковый (до 15 лет) и юношеский (до 20 лет). Период раннего
детства иногда называют также дошкольным возрастом, а другие периоды – школьным
возрастом.
Для каждого из этих периодов характерны свои психофизиологические
особенности, способствующие динамическому формированию поведения ребёнка в
окружающей среде, а значит и травмы, присущие именно этому возрастному периоду.
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеолекции
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Все видеолекции —
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Как работают психологи со взрослыми, пережившими психологическую травму в детстве
Часто взрослые люди обращаются за помощью к психологу, жалуясь на разные неприятные симптомы. В процессе психотерапевтической работы оказывается, что причина недомоганий – травма, полученная в детские годы. В таких случаях специалист помогает проработать психологическую травму и предлагает пациенту способы решения проблемы для устранения негативных ощущений и возвращения к полноценной жизни. Вот некоторые из них:
«Метод пустого стула» – техника, при которой пациент представляет себе, что перед ним на пустом стуле сидит важный для него человек, с которым связано травмирующее событие. Пациенту предлагается высказать «пустому стулу» свои ощущения, проработав таким образом свою травму
После чего он сам садится на этот стул и от имени важного человека отвечает на свои вопросы. Таким образом возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта.
«Схема-терапия» основана на теории, что человеку присущи убеждения (схемы), в которые он верит автоматически, не разобравшись, что к чему
При помощи диалога, игрового метода или ведения дневниковых записей пациент может изменить самовосприятие, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать ситуаций, которые кажутся сложными или непреодолимыми, а как бы «встречать опасность лицом к лицу» и легко справляться с ней.
«Десенсибилизация и обработка движением глаз» – это особая методика, которая применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве и помогает избавиться от привычной реакции пациента на эмоциональную травму. Во время сеанса психолог предлагает клиенту вообразить травмирующие события заново и сосредоточиться на внутренних ощущениях, а сам в это время водит рукой (или указкой) перед глазами клиента. Такие движения заставляют оба полушария головного мозга включиться в работу, что способствует тому, что человек не воспринимает случившееся так остро, как раньше.
Дорогие взрослые! В огромной степени от вас зависит счастье и успешное будущее ваших детей, помните об этом и почаще обнимайте своих малышей просто так, без всякого повода. Если ребенок грустит – отложите свои дела и не поленитесь спросить у него, в чем причина плохого настроения, чем вы можете ему помочь. С теплого разговора и искреннего участия и начинается как доверие, так и выздоровление.
СИМПТОМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.
- резкие скачки настроения;
- чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
- тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
- ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
- растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
- замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.
- нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
- учащенное сердцебиение
- повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
- мышечное напряжение;
- суетливость в поведении.
При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПРИ ПСИХОТРАВМЕ
Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:
- Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
- Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
- Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
- Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
- Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.
Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.
Удушье от малых предметов
Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во вре еды. Кормите ребенка измельченной пищей.
Кашель, шумное частое дыхан или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое мет привести к смерти. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благопучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелх предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок ал что-нибудь в рот.
Механическая асфиксия у детей до 1 года
Асфиксия — удушье, вызванное сдавлением дыхательных путей, закрытием их просвета слизью, пищей, сдавлением шеи, груднойклетки и живота, которое может привести к смерти ребенка. У новорожденного это состояние может быть вызвано в основном следующими причинами:
- Прикрытие дыхательных путей ребенка мягким предметом (подушкой, игрушкой).
- Прикрытие дыхательных птей грудью матери во время кормления.
- Попадание инородных тел в дыхательные пути (мелкие игрушки, пуговицы, кольца, монеты и т.д.).
- Попхивание и попадание молока не в пищевод ребенка, в гортань, иногда бронхи.
- Частые срыгивания.
- Сдавление области шеи цепочками с крестиками (талисманами), тесьмой с соской.
Профилактика асфиксии
- После каждого кормления ребенку следует дать возможность отрыгнуть воздух, заглоченный с пищей. Для этого его нужно подержать некоторое время вертикально и ни в коем случае не класть сразу после кормления. Некоторые дети (особенно недоношенные или ослабленные) могут срыгивать повторно, уже находясь в кроватке. Для предотвращения вдыхания содержимого поворачивайте голову младенца всегда набок. Если срыгивания частые и обильные, то это является поводом для обращения к врачу.
- Выбирая детское постельное белье и одежду, предпочтение следует отдавать товарам без всевозможных завязочек, тесемочек и т.п. Вместо детского одеяла можно пользоваться специальным конвертом для сна, не использовать слишком большие “взрослые” одеяла. Можно использовать специальные сетчатые одеяла для младенцев.
- Не следует оставлять надолго старших детей одних около новорожденного, надеясь на их взрослость и рассудительность, а также класть спать младенца в одну кровать с ними. Совместный сон в одной кровати с родителями с точки зрения возможной асфиксии запрещается.
Совместный сон — это фактор риска удушения малыша. Многие молодые мамы кладут с собой в постель малышей: оптимальным все же будет сон в родительской спальне, но не в родительской кровати. Поставьте детскую кроватку впритык к своей, опустите боковую решетку. С одной стороны, это обеспечит безопасность малыша, с другой — вы будете в непосредственной близости от своего ребенка и вам не придется вскакивать ночью по несколько раз. Вам будет удобно ночью кормить кроху, а затем, не вставая, перекладывать его в кроватку.
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Советы родителям: как помочь своему ребенку?
Родители – самые близкие люди для малыша, и они первыми замечают, что их чаду плохо. Как именно можно помочь ребенку справиться с психологической травмой?
Прежде всего, следует изменить воспитательную стратегию на более мягкую и доброжелательную, для чего нужно самим владеть достаточно высоким уровнем знаний в психологии и педагогике.
Основной задачей этого непростого периода должно стать создание для сына или дочки максимально комфортной обстановки, в которой он не будет испытывать беспокойства и страха, а сможет полноценно развиваться и общаться.
Чтобы быть уверенным в верности своих действий, можно пройти наш дистанционный курс обучения на кризисного психолога или обратиться за квалифицированной помощью к детскому психотерапевту, который подберет верный метод коррекции, учитывая индивидуальные особенности вашего малыша.